Джазовые последователи Pink Floyd сыграют на бурно развивающемся фестивале. Острые на язык немцы тянутся в Средневековье. Турецкий Элвис попробует оправдать лестные сравнения. А одесский сердечно-сосудистый лейбл привнесет душевность в жизнь мегаполиса.
I. Overdrive Trio (Франция)
Очередной джазовый фестиваль «МузЭнерго» -- седьмой по счету всего за два года существования. Причем от идеи создания к реализации перешли в рекордно короткие сроки: весной 2007 года на презентации журнала «Джаз.ру» в Дубне выяснилось, что в отличие от соседних подмосковных городов того же размера наукоград за всю свою историю ни разу не принимал джазовых слетов. В сентябре того же года досадное упущение было впервые исправлено. Более 300 участников из дюжины стран и десятков городов России, трансляции многими европейскими радиостанциями, включая WDR и «Би-би-си», освещение ведущими отечественными СМИ, проведение фестивальных концертов в нескольких городах страны -- «МузЭнерго» развивается явно опережающими темпами. Хедлайнеры седьмого фестиваля -- французы Interstellar Overdrive Trio. В самом названии группы отсылка к 10-минутному абстрактному пассажу Pink Floyd 1967 года, революционному по своей длине и бесструктурности. Как и фестиваль, группа собралась в 2007 году и с первых дней указывала на недооцененный композиторский гений Сида Барретта, основателя и первого вокалиста Pink Floyd, в качестве источника вдохновения и главной движущей силы. Музыканты справедливо настаивают на том, что Барретт -- отправная точка их творчества, где нет места слепому копированию. Ушедший несколько лет назад из жизни музыкант действительно словно тенью нависает над джаз-роком, исполненным ударными, гитарой и трубой, деликатно не вмешиваясь в процесс.
«Дом», пятница, 20 ноября, 20.00.
Schandmaul (Германия)
В 1998 году музыканты нескольких рок-групп близ Мюнхена сошлись на любви к средневековой эстетике и желании создать шоу из соответствующих кавер-версий. Прозвали коллектив Schandmaul, что примерно переводится как «острый язык» и отсылает к придворным шутам Средневековья -- чуть ли не единственным, кому в те суровые времена дозволялось открыто говорить острые и неудобные вещи. Изначально баварцы собирались ограничиться лишь кавер-группой, но, как это часто бывает, вскоре из-под их инструментов стал выходить собственный материал. Кстати, даже инструменты соответствуют аутентичному духу: помимо традиционных для рока гитар, баса и ударных, внушительный арсенал Schandmaul насчитывает аккордеон, шалмей (средневосточный предшественник гобоя), скрипку, волынку, колесную лиру, контрабас. Для музыки, которая ассоциируется с узкой и очень своеобразной субкультурой, фолк-рокеры Schandmaul добились на родине удивительного успеха: альбомы 2006 и 2008 года попали в Германии в «Топ-10», а запись грандиозного концерта с задействованием оркестра из пятидесяти человек и вовсе оказалась на третьем месте соответствующего чарта. Очевидно, уставшие от глобализации европейцы тянутся к корням -- в том числе музыкальным.
«Точка», суббота, 21 ноября, 19.00.
Таркан (Турция)
Кажется, Таркан относится к тем счастливцам, кому доступен эликсир молодости: в свои уже не юные 37 и с почти 20-летним творческим багажом за плечами главная турецкая звезда воспринимается как тот же мальчик, который двенадцать лет назад сразил всю Европу хитом «Simarik». На самом деле с тех пор уроженец немецкого городка Альцай заслуженно достиг культового статуса у себя на родине и коммерческого успеха почти во всем мире. The Washington Post сравнивает его влияние на Турцию с тем, что Элвис оказал на американскую поп-культуру в конце 1950-х, а Ахмет Эртегюн, один из основоположников и ключевых лиц американской звукозаписывающей индустрии, называл соплеменника одним из лучших живых исполнителей. Таркан успел заслужить похвалу и от председателя Ассоциации турецкого языка за умелое написание текстов песен с использованием традиционных оборотов и выражений, что, по его словам, является правильным примером для подрастающего поколения. Неслучайно Таркан также удостоился сравнений с нобелевским лауреатом, писателем Орханом Памуком. В деле популяризации турецкого языка и культуры Таркан достиг как минимум не меньших высот. Даже после многочисленных сравнений турецкий исполнитель № 1 остается уникумом, продолжающим продавать миллионы пластинок на турецком языке и, конечно, по-прежнему является непревзойденным мастером живых выступлений.
CrocusCity Hall, суббота, 21 ноября, 19.00.
«Интерференция-2009»: Cardiowave представляет Ольгу Пулатову и Verba, «Легендарные пластилиновые ноги», «Белку и Стрелку», «Кто-то падает»
Одесский лейбл Cardiowave второй раз за несколько месяцев представляет московской публике своих подопечных. Представители лейбла открещиваются от какой бы то ни было стилистической концепции, упирая на душевность и искренность музыки. Отсюда и название: в интерпретации основателей Cardiowave это словосочетание переводится как волна, идущая от сердца. Если все же оперировать музыкальными терминами, участников грядущего концерта можно условно занести в разряд инди- и построкеров. Ольга Пулатова, половинка дуэта Flёur, который сам уже давно собирает едва ли не стадионы по всей России и Украине, выступит совместно с московскими построкерами Verba. Последние играют не выдающийся, но ласкающий слух (если подобное словосочетание применимо к стилю) построк: атмосферный, мрачный, психоделичный. До легендарного статуса «Легендарным пластилиновым ногам», еще одним артистам лейбла, далеко: вопреки странному и в какой-то степени наглому названию, музыкальной оригинальностью эта четверка также похвастаться не может. Но, опять же, звучат приятно. Таким образом, душевность и правда остается главной визитной карточкой представленных на Cardiowave музыкантов. По нашим временам, впрочем, уже немало.
Ikra, воскресенье, 22 ноября, 20.00.