Для наших меломанов старшего поколения эта шотландская четверка всегда была из разряда великих и неоспоримо стояла в одном ряду с Black Sabbath и Deep Purple. Концерт группы Nazareth пройдет 22 октября в ДК Горбунова.
В современных английских рок-изданиях у них нет даже отдельной статьи. Группа проходит по категориям «разное», hard-rock или Scotland. Nazareth довольно быстро для рокеров 70-х перешел в категорию «Б» и начал выступать на днях рождения бывших комсомольцев, ставших перестроечными политиками, и бизнесменов эпохи дикого капитализма. Хотя именно в эти годы они записали самые свои интересные альбомы. Сегодня, между концертами в Тольятти и кооперативами в Нижневартовске, шотландцы дают концерт на главной рок-площадке страны и здесь же фактически презентуют новый альбом с говорящим названием «The Newz».
На заре ты ее не буди
Шотландию часто сравнивают с Украиной – такая же, мол, своеобразная рок-школа, вполне уважаемая старшим братом. Но в конце 60-х ситуация здесь напоминала скорее наш Дальний Восток. Илья Лагутенко и «Тандем» в конце 80-х были звездами в своем регионе, выпускали альбомы и звучали по местному радио. А Москва, за ничтожным исключением, о них и знать не знала. Группа под началом Питера Энгнью из промышленного города Данфермлайна (сначала она называлась The Shadettes, потом Nazareth) играла в лучших местных клубах, ездила на гастроли в Глазго и Абердин, записывала синглы, которые транслировали локальные радиостанции.
И даже когда стараниями миллионера-филантропа Билла Хехили, решившего поиграть в менеджера, четверка записалась в профессиональной студии в Лондоне, дебютный альбом вышел на шотландском лейбле Mountain.
Пит Эгнью, Мэнни Чарлтон, вокалист Дэн МакКафетри и барабанщик Даррелл Суит по примеру «Битлов» отправились в Германию. Где народ с удовольствием слушал их сингл «Morning Dew». А вернувшись домой, записали второй диск «Exercises». Про который МакКафетри сказал, что «это была самая ужасная наша пластика, сегодня она, наверное, есть только у моей мамы!». А Суит вспоминал это время так: «Нам хватало денег на хорошую выпивку и травку, у каждого было по две симпатичных подружки и новые американские ботинки. Нас сравнивали с Atomic Rooster, а мы чувствовали себя «Роллингами». Мы жили словно во сне и не хотели просыпаться».
Проснулись ребята, когда продюсером их третьего релиза «Razamanaz» стал басист Deep Purple Роджер Гловер, друг Чарлтона и человек упертый. Он поклялся сделать из провинциалов звезд, и ему это отчасти удалось.
Плохие-плохие мальчики
В принципе, таланта и идей у квартета хватало, но нужен был человек, способный облечь это во вменяемую форму. Собственно, продюсер на Западе этим и занимается. А не судится с журналистами из-за своих фонограмщиков, как у нас. «Razamanaz» стал настоящим хард-роковым альбомом, хотя внимательный слушатель уловит там элементы глэма, паб-рока, глиттера и психоделии.
А песня «Bad, Bad Boy» («Плохой-плохой мальчик») вообще может считаться первой английской композицией в стиле панк-рок! Между прочим, Nazareth, который многие считают эпигонами, может похвастаться рядом совершенно фантастических достижений. Так, «Carry out Feelings» с альбома «Close Enough for Rock `N` Roll» стал вторым после цеппелиновской «D`yer M`ker» регги-хитом, исполненным британской тяжелой группой.
Под руководством Гловера плохие мальчики выпустили «Loud `N` Proud» и «Rampant», считающиеся их лучшими пластинками. Рассказывать про них нет нужды – фэны знают все наизусть, новообращенным они покажутся облегченной версией гранжа, а молодые хипстеры сочтут их занудством из 70-х.
Благодаря этим альбомам музыканты стали «почти знамениты», казалось, еще чуть-чуть, и они доберутся до первого эшелона. Но чуть-чуть не считается.
Бардак в стране чудес
В 1976 году от передозировки умирает Билл Хехили, менеджер и добрый гений группы. «Без его помощи мы никогда не преодолели бы границы Англии, -- сказал Чарлтон, — не говоря уже о других странах». К тому времени он был уже не только гитаристом, но и продюсером Nazareth. Гловер устал спорить с упрямыми шотландцами и ушел.
Пластинки, записанные под присмотром Мэнни -- «Play `N` the Game» и « Expect No Mercy» -- были тепло приняты критиками, поскольку содержали смелые звуковые эксперименты и неожиданные стилевые завихрения, но публика их проигнорировала. Nazareth навсегда покинул хит-парады.
Во время записи альбома «No Mean City» появился пятый участник, коллега по лейблу Mountain и бывший гитарист великого Алекса Харви Зал Колеминсон. Так у группы началась чехарда с составами. В 1980 году свет увидел «Malice In Wonderland» («Бардак в стране чудес»), альбом, с которого начался самый интересный период в жизни группы. Регги и нью-вейв, поп-рок и электро, диско и прогрессив -- великолепная изящная мешанина жанров на фоне прекрасного ироничного исполнения и суперсовременной записи (те же Deep Purple тогда звучали как старые зануды). «The Fool Circle», «2XS», «Sound Elixir», «The Catch» -- почему отличные пластинки первой половины 80-х не имели реального успеха? Вразумительного ответа нет.
Живее всех живых
Даже у самых больших оптимистов со временем сдают нервы. Череда коммерческих неудач и постоянные смены составов подкосили физическое здоровье и измотали нервы Чарлтону, и он ушел из группы. А она в рамках скромного мирового турне в поддержку «Snakes `N` Ladders» приехала в 1990 году в Советский Союз. И получила в «Олимпийском» такой шквал фанатской любви, что буквально возродилась из пепла. Нет, их альбомы не стали продаваться большими тиражами, а песни не вернулись в чарты. Просто музыканты поняли, что в этой стране, от Петрозаводска до Владивостока, их знают наизусть, любят до слез и так будет всегда.
Сначала трудно было привыкнуть к концертным залам в ДК где-нибудь в Нижневартовске. Но солидные гонорары и восторги публики с лихвой покрывали неприятные ощущения от обшарпанности зала и мороза за окном. Со временем выступить на именинах того или иного нового русского, в школьные годы переписывавшего «Razamanaz» у соседа за трояк, стало для них совсем незазорным. Да и выпущенный в 2003 году концертник «Alive and Kicking» («Живее всех живых!») впервые за много лет подобрался к золотому статусу. Видно, ребята здорово набили руку на русских рок-площадках.
Последние «Ньюзз»
К тому времени скончался от сердечного приступа Даррелл Суит, а его место занял старший сын Пита Эгнью по имени Ли. Проведя десять лет в разъездах и репетициях, компания засела в студии и записала юбилейный, двадцатый по счету, альбом «The Newz». И это одна из лучших их работ за последние четверть века. Ностальгия и футуризм, сарказм и романтика – как выдержанный односолодовый скотч. МакКафетри ревет, как влюбленный марал, Ли долбит, как мартовский заяц, а клавишник Ронни Лихи… Впрочем, нет больше никакого клавишника. У них снова классический состав – четыре богатыря.
И пусть часть нового материала и свежее видео уже были презентованы в Тольятти. Все равно в ДК Горбунова будет официальное представление последней пластинки наших самых любимых шотландцев. Кто знает, может быть, последней во всех смыслах. Плохие мальчики тоже уходят на покой.