На четвертом альбоме лучший хаус-диджей планеты делит «Одну любовь» с дюжиной соучастников, включая старых знакомых и звезд мирового масштаба. Судя по результату, на всех любви не хватило.
Родительский дом – начало начал
Дэвид Гетта, сын иммигрантов из Марокко, начинал, как подобает будущей звезде электронной музыки: в тринадцать стал коллекционировать и сводить пластинки, а в четырнадцать уже устраивал вечеринки в подвале собственного дома. Еще через три года Гетта встал за профессиональный пульт, играя в парижских клубах хаус и хип-хоп. Во многом благодаря ему стили хаус и эйсид хаус прочно обосновались на танцполах Парижа начала 1990-х. После встречи со своей будущей женой в 1994 году он занялся еще и организацией клубной жизни французской столицы, устраивая вместе с Кэти многочисленные вечеринки. В 1996 году Гетта впервые покусился на святая святых для каждого любителя электроники – Ибицу. По признанию диджея, в первое время английские коллеги над ним подтрунивали. Однако сотрудничество с тогда еще малоизвестными Daft Punk и Cassius, которые выступали на мероприятиях Гетты, помогло утереть нос всем критикам и привлечь заслуженное внимание к французской сцене в целом и будущей французской звезде хауса в частности.
Первый парень на острове
Спустя ровно десять лет Ибица отплатила Дэвиду взаимностью – в 2006 году выпустивший на тот момент два сольных альбома Гетта был номинирован на лучшего хаус-диджея по версии DJ Awards. Этот вселенский смотр электронных талантов, ежегодно проводимый на острове в конце летнего сезона, называют «Грэмми для диджеев». Хотя похвастаться столь же продолжительной и насыщенной историей DJ Awards не может (церемония основана в 1998 году), по уровню участников и представительности сравнение вполне уместно. К тому же это единственная в своем роде награда, а потому ее авторитет в мире электронной музыки непоколебим. Тем значимей победа сразу в двух номинациях, которой удостоился Гетта: «Лучший международный диджей» и «Лучшая вечеринка Ибицы». Ну, а год 2008 принес долгожданную и вымученную двадцатью с лишним годами трудов награду как лучшему хаус-диджею.
[v1] По версии же авторитетного сводного рейтинга в журнале DJ Magazine Гетта располагается на пятой строчке среди всех диджеев мира – самая высокая позиция среди представителей хауса. Его зашкаливающая популярность, впрочем, очевидна и без официальных титулов и наград: с 70 миллионами просмотров два его клипа занимают первое и третье места в разделе «электроника» на YouTube, а в прошлом году он выступил перед двумя миллионами бразильцев на знаменитом карнавале в Рио.
Старый друг не лучше новых
Парадоксальным образом в Северной Америке, как ни крути, главном музыкальном рынке мира, Гетта до сих воспринимался в качестве клубного феномена, оставаясь лишь на подступах к массовой культуре. Похоже, с выходом «One Love» ситуация изменится. Заслуга в этом не только Гетты-композитора, но и Гетты-продюсера, попавшего «в яблочко» с выбором вокалистов для нового релиза. По крайней мере, с коммерческой точки зрения. Сразу бросается в глаза имя бойца, проверенного не одним альбомом, Криса Уиллиса. Американец встретил Гетту во время отдыха в Париже, что впоследствии переросло в плодотворное сотрудничество: исполнитель госпел-музыки был соавтором большинства треков еще на дебютном альбоме француза «Just A Little More Love», а затем пел на каждой из трех пластинок.
Остальных коллабораторов можно условно разделить на две категории: звезд первой величины и просто заслуженных деятелей r`n`b и хип-хоп искусств. Келли Роуланд, Akon, will.i.am, Kid Cudi и Ne-Yo, конечно, относятся к первой категории. После распада группы Destiny`s Child Роуланд, как и Бейонсе, начала сольную карьеру, но все эти годы была в тени гораздо более успешной исполнительницы. С выходом «When Love Takes Over», триумфально шагавшего по чартам мира, расстановка сил, по крайней мере на время, изменилась.
Лидер Black Eyed Peas, именующий себя will.i.am, троекратно возвращает должок Гетте за спродюсированный французом трек «I Gotta Feelin» с последнего альбома американского квартета: ремикс на эту песню вошел в альбом Гетты наряду с двумя другими треками, в которых звучит вокал will.i.am. Исполнитель еще одного сингла-триумфатора «Day`n`Nite», Kid Cudi стал одним из главных открытий последнего года, так что трудно сказать, кто больше выиграл от этого сотрудничества. Из менее известных широкой публике артистов можно выделить британскую исполнительницу и продюсера Эстель, удостоившуюся многочисленных номинаций и наград за совместный с Канье Уэстом сингл «American Boy».
С кем поведешься
Название альбома «One Love», подразумевающее некое единство, соответствует наполнению только в том смысле, что бóльшая часть треков действительно посвящена этой самой любви. Привлекая к работе над альбомом исполнителей из мира хип-хопа, Гетта сознательно пошел по пути синтеза электронной танцевальной музыки с разговорным жанром. Уже хотя бы подобным сочетанием «One Love» сильно (насколько выгодно – другой вопрос) отличается от предыдущих релизов француза, являвшихся образцовыми примерами поп-хауса.
В экспериментах со стилем ничего предосудительного нет, зато от несбалансированности композиций – как по уровню, так и по звучанию – привлекательность альбома как концептуального музыкального продукта сильно падает. Пластинка напоминает собранную в спешке дорожную сумку отправляющегося на Ибицу клаббера, не глядя закинувшего туда плеер, футболки, плавки, презервативы, крем для загара, попавшуюся под руку книгу. Набор вроде правильный, но по приезде выясняется, что крем просрочен, книгу читать будет совершенно некогда, а столь нужные солнцезащитные очки, наоборот, остались пылиться на прикроватной тумбочке.
После столь многообещающего, если не сказать эйфорического начала, как открывающая альбом «When Love Takes Over», ожидаешь услышать нечто близкое по уровню, но до самого конца этим надеждам не суждено сбыться. Ближе всего – но тоже на почтительном расстоянии – подбираются к этой планке «Getting` Over» Криса Уиллиса, «Memories» с Kid Cudi и заглавная песня с вокалом Эстель, отдаленно напоминающая хиты диско-див 1970-х. Середина диска сродни воздушной яме, в которую проваливается альбом перед треком «One Love». Подобный разнобой простителен, скажем, для альбома редких и не выпускавшихся ранее композиций, которых объединяют ровно эти два критерия, а потому все остальные претензии будут придирками.
При всем этом альбом полон порой чрезмерно слащавых и тягучих, но, что важно, запоминающихся мелодий. Так что в целом ставка на цепляющие танцевальные биты и экспрессивный вокал сыграла. Гетта, кажется, по умолчанию не может опуститься ниже определенного уровня. По крайней мере, в этом году он снова номинирован на звание «Лучшего хаус-диджея» и «Лучшего международного диджея» по версии DJ Awards. После «When Love Takes Over» будет удивительно, если он останется хотя бы без одного из призов.
«One Love» вряд ли войдет в анналы танцевальной истории как выдающаяся пластинка, что не помешает клабберам Ибицы еще не один год потеть под ее ритмы. Даже обгоревшими и ослепленными ярким средиземноморским солнцем.