Народная артистка СССР, Герой социалистического труда певица Людмила Зыкина совсем недавно, в день своего 80-летия, получала из рук президента России Дмитрия Медведева орден «За заслуги перед Отечеством» 1 степени. Награда оказалась последней в ее жизни.
Тогда же, в юбилейные июньские дни Людмила Зыкина на своей пресс-конференции ошарашила журналистов намерением отправиться в большой юбилейный тур по России. Это казалось невероятным на фоне ее признаний о проблемах со здоровьем, испытываемых последние два года. Тем не менее, в турне Людмила Георгиевна поехала. Ее сопровождал личный врач. А силы справиться с нагрузкой, видимо, ей давала вера.
Мало кто знал, что в 2000 году Зыкина создала собственный благотворительный фонд «Во имя мира и человека». Он помогал госпиталям, детдомам, монастырским приютам и домам престарелых. И это выглядит логичным и естественным продолжением образа, еще в начале 60-х созданного главной русской певицей советской эстрады.
От станка до диплома
Дочь рабочих из Черемушек, Людмила Зыкина проучилась в школе только 4 класса. Началась война, и она девочкой встала к станку завода им. Орджоникидзе. Потом работала сиделкой в больнице Вишневского и швеей в клинике Кащенко. Говорят, миловидная и милосердная Зыкина в свободные минуты с удовольствием пела больным под гитару.
В 47-м после конкурсного прослушивания Зыкину зачислили в хор им. Пятницкого. А еще через тринадцать лет, в 1960 году началась ее сольная карьера, Зыкину узнали все. Правда, миллионам советских женщин, певших с зыкинской интонацией «Издалека долго течет река Волга», в голову не могло прийти, что диплом о профессиональном музыкальном образовании их любимая певица получит в 48-летнем возрасте, окончив институт им. Гнесиных. В этом возрасте свою судьбу большинство зыкинских соотечественниц считало завершенной. Она же оказалась «вечной студенткой».
Откровенный разговор
В 70-е, слушая зыкинский «Оренбургский пуховый платок», плакали и дочки, и матери. Под «Растет в Волгограде березка» грустили ветераны войны. А под «Реку-Волгу» задумывались даже дети. Чистый голос Зыкиной сообщал каждому ее слову ту задушевность, которая мгновенно выветривала из радио- и телеэфира официальные интонации партийных съездов и комсомольский пафос песен-воззваний. Народная интонация в идеализированной подаче Людмилы Зыкиной будто вопреки всему обретала право на существование.
Сама кустодиевская красота певицы заставляла забыть о навязчивых образах женщин-депутатов, женщин-передовиков. Зыкина оказалась олицетворением исконного, неистерического типа «русской женщины». И за это ее любили все: композиторы, правительство, народ. Редкий случай совпадения вкусов, о которых обычно всего лишь «не спорят».
Пластинки Зыкиной выпускались огромными – до 6 млн -- тиражами. Песни ее распевались везде и всюду. Городская и деревенская половины СССР сходились в симпатиях к общей любимице. Верность этому амплуа требовала от Зыкиной железной самодисциплины. Благодаря ей формировался метафорический образ такой же, как и она, красивой, величественной и уверенной в себе страны.
Путь к себе
Когда страны не стало, улетучилась и потребность в неколебимой зыкинской цельности. Эстраду заполнили многочисленные труженики шоу-бизнеса. Коммерческим ноу-хау нового времени стало «как можно больше всякого разного». В ларечном окружении Зыкина смотрелась бы нелепо. И она со сцены ушла. Свято место пусто не бывает. Сейчас его занимают осколочные продолжательницы ее стиля – Надежда Бабкина со своим ансамблем.
В последние годы Людмила Зыкина успела многое. Она занималась созданным ею в 1977 году ансамблем «Россия» и благотворительным фондом. В 2000 году она издала вторую антологию своих песен на дисках, попутно выпустив к 2000-летию христианства книжку-складень с иллюстрациями художников Палеха. Она прожила, как спела: придя в эту жизнь «издалека», она продержалась в ней «долго». И хорошо.