Нервической натуре Брайана Молко, похоже, надоела депрессия как двигатель творчества. Обновив состав и «американизировав» звук, в альбоме «Battle for the Sun» группа Placebo призывает поклонников обратиться к свету и предлагает новую «музыкальную пилюлю» -- поярче и послаще прежних.
В середине девяностых мода на американский гранж захлестнула весь мир, в первую очередь, что логично, накрыв близкородственную Британию. А самые умелые гитарные меланхолики, переплавив новый стиль в родные формы, не только добились известности, но и сумели «вернуть должок» за океан. Так поступила, например, молодая Пи Джей Харви. Тем же путем пошло и трио Placebo.
Бесполый гранж
Музыка лондонского коллектива, тогда состоявшего из вокалиста/гитариста Брайана Молко, басиста Стефана Олсдала и ударника Роберта Шульцберга, поначалу базировалась на жестких структурах гранжа. Вот только вместо девиантных настроений, свойственных музыке из Сиэтла, Placebo удивляли публику манерной печалью, закравшейся уже из «островных» жанров, и андрогинным имиджем. Агрессивные и вместе с тем жалобные песни о любовных недугах всех мастей, выведенные дрожащим голосом Молко, вызывали обожание или лютую ненависть, но равнодушных уж точно не оставалось.
Но вот второй и последующий альбомы Placebo на родине восприняли уже более чем прохладно. Таблоиды подтрунивали над гендерной разрухой в головах музыкантов, окончательно сроднившихся с героем собственной песни «Нэнси-боем». Музыкальные критики расстраивались, что звук с уходом Шульцберга стал мягче, а свежие идеи закончились на невнятных экспериментах с диско и чуть ли не хип-хопом. А преданные фанаты за пределами Великобритании по-прежнему жаждали новых песен, сделанных по лекалам того же «Nancy Boy» и «Pure Morning».
Из тени в свет перелетая
В прошлом году у Placebo случилась очередная смена вех. Заколдованное место за барабанной установкой вновь освободилось: Хьюитта заменил новобранец из Калифорнии Стив Форрест. Вместо очередного независимого продюсера для записи шестого альбома был ангажирован канадец Дэвид Боттрилл, трудившийся преимущественно на ниве альт-металла. Наметился также и перелом в настроениях – вечные страдальцы посвятили «Battle for the Sun» идее обращения к свету. Но прямо предложить тысячам хмурых подростков позитивное мировоззрение и личное благополучие в качестве ориентиров – едва ли не самоубийство для группы, подобной Placebo. Вот и пришлось подозрительно жизнерадостному Молко мирить старую музыку с новой и лепетать в интервью о необходимом балансе между светом и тьмой.
Убили нежно
«Kitty Litter», первый трек с новой пластинки, придуман будто бы специально для тех, кто ждал от Placebo утяжеления звука. Но после трехминутной гитарной атаки Молко вдруг, отбивая ладонями ритм, заявляет: «I need a change of skin». И действительно сбрасывает гранжевую кожу, обнажая поп-панковое нутро в «Ashtray Hearts». А дальше трио продолжает сыпать музыкальными американизмами.
Будучи ролевой моделью для многих эмо-рокеров, Placebo сами подхватили новейшую болезнь некогда плаксивого жанра – его эклектичность. Потому-то все придирки и похвалы новому альбому и упираются в детали, в которых, как известно, притаился дьявол.
Немалая часть пластинки отведена и вещам в стилистике позднего периода Placebo. Такие номера, как «Breathe Underwater» или пресловутая «Devil in the Details», сделаны по принципу «на миру и смерть красна»: храбрые гитары – синтезаторы для изящности – проникновенный запев в конце. Лишь в любимой самим Молко «Speak in Tongues» стереотип срабатывает как должно, и то благодаря особенно отчаянному призыву вокалиста ковать будущее уже сегодня. Есть подозрение, что вся «битва за солнце» и затевалась ради одной этой фразы.
В медицине эффект плацебо может зависеть от самых разных факторов: размера и цвета таблетки, красноречия врача и внушаемости пациента. После десятилетней болезненной терапии новое рок-лекарство от британцев усвоится далеко не всеми. Впрочем, в благородстве намерений доктора Молко с коллегами сомневаться не приходится, а большого вреда от целебной «пустышки» точно не будет.