За свои прежние работы, выстроенные на нехитром фундаменте психо-фолка, четверка тихих американцев Grizzly Bear уже дослужилась до статуса любимчиков Radiohead. А их филигранный альбом «Veckatimest» всерьез претендует на то, чтобы сделать «странную» музыку широко популярной.
Американский нео-фолк (он же «странный», «психоделический» и даже «фриковый») сегодня окончательно закрепился в линейке актуальных жанров, пройдя вместе со своими создателями весь путь от тесных клубов до лучших концертных площадок мира. Набравшие вес команды вроде Animal Collective, Fleet Foxes и Bon Iver уверенно держат вершины хит-парадов и одна за другой выпускают «лучшие альбомы года». А вслед за ними свою порцию внимания получают и менее известные персонажи.
Чуть позади лидеров идет и группа с очередным «животным» названием «Медведь гризли». Квартет молодых бруклинцев уже несколько лет не без успеха смешивает безразмерную акустику с поп-стандартами золотой эпохи американской эстрады, а современную классику – с психоделией. При таком раскладе ценнее оригинальности оказались талант к синтезу стилей плюс желание и умение быть понятными всем.
Сладкозвучная республика
Grizzly Bear наглядно показывают выгоды демократии в отдельно взятом коллективе. Пока формальным лидером ансамбля был его основатель Эд Дрост, дела шли ни шатко ни валко. Целиком сочиненный им альбом «Horn of Plenty» затерялся в обилии похожих записей и остался незамеченным. А уже в ходе работы над следующим, куда более успешным диском «Yellow House» в группе установились окончательные равенство и братство. Практика показала, что сочинять песни, где ведущую роль играют голоса всех четверых участников, лучше все-таки сообща.
Английский лейбл Warp Records, собаку съевший на электронике и лишь недавно заинтересовавшийся роком, не стал давить на новых подопечных. Продюсером «медведей» остался их же басист Крис Тейлор, а издатель ограничился ролью доброго дяди, платящего по счетам. Не размениваясь на лоу-фай, выпускники американской «музыкалки» со всей тщательностью взялись за технические аспекты творчества.
Исполненные голубиной кротости песни Grizzly Bear понравились не только простым слушателям, но и многим другим музыкантам. Бруклинский квартет делил сцену с инди-формацией TV on the Radio, канадской певицей Фейст. Но сами музыканты больше всего гордятся двумя эпизодами своей карьеры: участием в трибьют-концерте Пола Саймона и совместными гастролями с Radiohead. Бывший участник фолк-дуэта Simon&Garfunkel лично пригласил молодежь для участия в своем проекте, а гитарист культовых британцев Джонни Гринвуд и вовсе назвал Grizzly Bear своей любимой группой.
Реверансы с медвежьей грацией
Такая взаимная приязнь бруклинцев и их звездных коллег немало говорит и о музыкальном стиле коллектива, который окончательно выкристаллизовался на новой пластинке «Veckatimest». Предыдущий альбом, построенный на деликатных заимствованиях из Beach Boys, музыки довоенных биг-бэндов и бородатого фолка, как ни крути, был угловатым и напоминал конструктор лего. Сейчас тонкие жанровые швы не заретушированы. И теперь слушателю приятнее улавливать знакомые мотивы.
Открывающий «Veckatimest» номер «Southern Point» стягивает в единый узел акустическую мелодию с какой-то неуловимой цыганщиной и характерную для психо-фолка суетливую перкуссию. Едва разогнавшись, альбом тут же замирает на небесном шлягере «Two Weeks», совершенно неуязвимом для какой-либо критики.
Все следующие песни Grizzly Bear играют музыкальными слогами: подражают прошлогодним триумфаторам Fleet Foxes, а через секунду осознанно сбиваются на негритянский ду-вуп («All We Ask»), копируют вокальную манеру Тома Йорка («Dory») и, перекликаясь медовыми голосами, дают сеанс гитарного «прогрессива» в лесу («Fine For Now»).
Даже более слабые номера сердцевины альбома за счет своей абсолютной дружелюбности не раздражают, а лишь побуждают выискивать в них интересные детали. И пристальное внимание оказывается вознагражденным в маленьких шедеврах «Ready, Able», «I Live With You» и финальной «Foreground». Голоса певцов растворяются так, что их практически невозможно различить, а меланхоличность текстов тонет в теплом водовороте мелодий.
В отличие от своих соратников по нео-фолку, окопавшихся на ранчо и лесопилках, Grizzly Bear всегда оставались «белыми воротничками», что, однако, не сделало их музыку менее доступной. Музыканты, словно «тихие американцы» Грэма Грина, продолжают работу над чужим по сути материалом с собственной неподдельной страстью, протягивая на «Veckatimest» новый мостик от народной музыки к музыке для народа.