Фестиваль инди-музыки соберет крепких зарубежных середняков и отечественных звезд стиля. Главные рэперы страны дадут самый большой концерт в жизни. Шестилетие отметят интеллигентные хулиганы под руководством Светланы Сургановой. Юное поп-дарование выступит для «богатых и знаменитых», а в центре современного искусства будут одновременно заниматься всеми его видами.
Avant Fest 2009. 24 апреля: Deerhof (США), Lou Rhodes (Великобритания), Chicken Shampoo. 25 апреля: Patrick Wolf (Великобритания), The Notwist (Германия), Sunset Rubdown (Канада), A Rifle Surprise, Bajinda Behind the Enemy Lines, IHNABTB.
При словосочетании «российский рок-фестиваль» на ум приходят очень конкретные ассоциации – пиво и тысячи молодых поклонников «Нашего радио». Ничего плохого в этом нет. Проблема в другом – до некоторых пор иных рок-фестивалей Россия практически не знала. Шесть лет назад движение Avant, старающееся нести в массы все самое прогрессивное из мира независимой рок-музыки, основало фестиваль имени себя. Задача была поставлена амбициозная – переломить хребет существующему порядку вещей. Кое-что получилось. Западных звезд первой величины сюда пока не возят, но даже крепкие середнячки и просто очень интересные группы «на разогреве» в Россию не так часто доезжают. В прошлом году хедлайнерами были техасские построкеры Explosions In the Sky, в этом – любимчики Radiohead из Сан-Франциско Deerhof, вегетарианцы и нойз-экспериментаторы. Среди прочих будет бывшая солистка Lamb Лу Родес, немного сошедший с ума Патрик Вулф с новым альбомом, уже полюбившиеся москвичам немцы The Notwist и еще несколько зарубежных групп. Большинство же выступающих составят лучшие, по мнению организаторов, отечественные группы: инди, нойз, построк, экспериментальный рок и электроника.
Завод «Арма», павильон 5, пятница, 24 апреля, 20.00; суббота, 25 апреля, 15.00
Centr. Специальные гости: Баста, Ноггано
Успех подкрался незаметно. Так, по крайней мере, любят утверждать участники самого популярного на сегодня рэп-трио страны. Нет, это не ставшая недавно квартетом «Каста»: за последние год-два «парни из ЦАО» потеснили на пьедестале «обитателей Юга». Такая конкретика в административно-территориальной принадлежности не случайна: при свойственному рэп-культуре воспеванию родных пенатов любовь московских рэперов к центру столицы (см. название группы) зашкаливает. Карта Замоскворечья и кремлевские зубцы на теле Гуфа – самое безобидное тому подтверждение. Еще одна важная тема в их творчестве – наркотики, за что группе постоянно достается от блюстителей моральных устоев. Как неустанно говорят сами музыканты: это не пропаганда, это правда жизни. Что важно – их собственной жизни. Так, Гуф много лет употреблял героин, из чего, однако, не пытается сделать урок подрастающему поколению, а просто рассказывает – мол, делайте выводы сами. Остальные темы не новы для этого жанра: девушки, друзья, клубы, истории из жизни – в общем, будни городской молодежи. Читается это все в ставшей уже фирменной расслабленной, остроумной, меткой манере под ладный минус. Программа носит претенциозное, но логичное название «Легко ли быть молодым...».
МСА «Лужники», 25 апреля, суббота, 19.00
Сурганова и оркестр
В 2002 году выяснилось, что основательницы сумасшедше популярных на тот момент «Ночных снайперов» не так уж «срослись плавниками», как поется в одной из их песен: Светлана Сурганова покинула проект через несколько дней после записи, пожалуй, лучшего альбома группы «Цунами». Несколько последующих месяцев прошли в акустических концертах, но уже в апреле 2003-го Сурганова становится лидером ее нынешнего проекта «Сурганова и оркестр». Собственно, его шестилетию посвящен грядущий концерт. В первый же год существования был выпущен дебютный альбом «Неужели не я», проданный в количестве почти невообразимых 100 тысяч лицензионных дисков. Если причину его успеха можно было заподозрить в некоей инерции популярности, оставшейся у Сургановой со времен «Снайперов», то запись последующих пяти альбомов (не считая синглов и сборников), выступления в более сотне городов мира при полном аншлаге, ротация на радио и в целом неугасающий интерес к творчеству коллектива доказывают, что к одной инерции дело не сводится. Светлана вывела очень точное определение собственной музыки – VIP-Punk-Decadence, которое опирается на «эстетически выверенный сценический образ человека элегантного и думающего», «энергичную и искреннюю подачу, с хулиганским шармом и большой долей самоиронии», «изысканную и интеллигентную, но доступную при этом поэзию».
CDK МАИ, 25 апреля, суббота, 20.00
Lady Gaga (США)
Главное поп-открытие 2008 года на поверку оказывается не таким уж открытием. 23-летняя уроженка Манхэттена Стефани Джоанн Анджелина Германотта освоила пианино в четыре года, в тринадцать начала писать песни, а в семнадцать (одна из самых юных студенток за всю историю) поступила на факультет музыки в сверхпрестижную школу искусств при универститете Нью-Йорка Tisch School of the Arts. Правда, там она долго не задержалась. Зато в двадцать уже работала штатным песенником на уважаемом лейбле Interscope, где среди прочих записываются 50 Cent, Gwen Stefani, Pussycat Dolls. В частности, для последних юное дарование сочинило немало хитов. Параллельно Стефани начала выступать в местных клубах, где со временем пришла к собственному стилю – музыки, одежды, поведения на сцене. Это сочетание бурлеска, театральной экспрессии, футуристичных костюмов и такой же по духу хореографии. Сама Lady Gaga при каждом удобном случае указывает на Боуи и Queen (часть псевдонима артистки именно из их песни «Radio Ga-Ga») в качестве музыкальных ориентиров. Наследница Мадонны – как ее тоже нередко называют – без труда собрала бы, скажем, «Б1», но выступит для «богатых и знаменитых» в клубе с соответствующим названием. Впрочем, все логично: дебютный альбом американки называется The Fame.
Famous, 25 апреля, суббота, 0.00
Фестиваль «Абракадабра»
По соседству с Avant Fest, на территории «Винзавода», пройдет еще одно культурное мероприятие, которое гораздо труднее категоризировать – фестиваль «аБрАкаДаБра». Название третьего международного фестиваля электронной музыки и медиаискусства словарь толкует как «бессмысленное слово, которому в старину приписывалась чудодейственная сила». По словам амбициозных организаторов, «замысел лаборатории AbraLive – объединить артистов разных поколений и художественных направлений – музыкантов, архитекторов, художников, поэтов, актеров, режиссеров, хореографов – с целью создать такую форму искусства, которая соответствовала бы основному принципу жизни, принципу вечного обновления». Диджейское скретч-шоу, презентация DVD-журнала, аудиовизуальные инсталляции с непосредственным участием посетителей, показы всевозможного видео – от экспериментальных короткометражек до новинок индийского кино, выступление курса Кирилла Серебренникова и многое-многое другое. В общем, не верьте ответственным за «Абракадабру» людям, когда они говорят, что «искусство – это организованная скука».
«Винзавод», 25 апреля, суббота, 18.00