«Sounds Of The Universe» -- первый за пять лет студийный альбом самой любимой в России английской команды. Таких «депешей» мы еще не слышали. Рок-н-ролльные гитары, дребезжащий баритон и гармонии из 1970-х -- идеальный пример тотального музыкального эскапизма и отрицания самого понятия «шлягер».
Бронзовый бюст на родине
В далеком 1994-м автор этих строк солнечным майским днем распивал бутылочку-другую пива в компании английской журналистки Джулии Старт неподалеку от памятника Маяковскому у одноименной станции метро. Иностранная гражданка обратила внимание на красочную толпу молодых людей, стройными рядами шествовавших в сторону области. Отличительные черты демонстрантов, а это была самая настоящая демонстрация, бросались в глаза: одинаковые кожаные куртки, бритые затылки, крашеные челки и самодельные транспаранты, гласившие: «С днем рождения, Дейв!» «Это что, неонацисты?» -- осторожно спросила Джулия, дело было как-никак 9 мая. «Нет, -- пояснил я. -- Это фаны Depeche Mode, сегодня день рождения их фронтмена, и они вышли на свое традиционное шествие». Сообщение это чрезвычайно развеселило англичанку.
Отличная, самобытная, популярная, но никак не великая группа в начале 1990-х вызвала в одном отдельно взятом государстве невероятную флуктуацию поклонения. Нигде, ни в одной стране мира у чрезмерно серьезных британских юношей не было таких верных и беззаветных поклонников. Ради миллионной армии влюбленных россиян, готовых без всяких шуток засеять просторы одной шестой части суши бюстами Гана и Гора, Depeche Mode просто обязаны были вечно играть в однажды выбранном безупречном жанре и не менять правильного музыкального курса.
Звуки Де
История знает немало случаев, когда кумиры тинейджеров патологически быстро взрослели и начинали выдавать на-гора совсем иную музыку. Джордж Майкл, Робби Уильямс, Duran Duran… Дейв Ган и компания еще в 2001-м, на «Exciter» начали жестокую церемонию тотальной смены стиля. Блестящий «Playing the Angel» (2005) уничтожил все сомнения по поводу необратимости переходного процесса. И вот логический финал: если сравнивать «Звуки Вселенной» с классикой вроде «Black Celebration» (1986), вполне можно предположить, что эти пластинки писали две совершенно разные группы.
Мир вашему дурдому
Как известно, в космосе звуки не распространяются. Ну разве что в фильмах Джорджа Лукаса. Но у «депешей» своя Вселенная. Чтобы немножко успокоить слушателя, в ход идет коронный номер -- инструментал. Мартин Гор, а он сочинил практически весь альбом, вложил в «Spacewalker» («Гуляющий по космосу») всю свою трогательную и эротичную изобретательность. Получилась этакая советская баллада из фильма про геологов-шестидесятников. Интересно, нарочно или случайное попадание? Успех закрепляет «Perfect». Если вместо синтезатора с лакировкой сэмплерами сыграть ее под не слишком настроенную гитару, выйдет бардовская песня. Текст разве что подкачал: в доме скорби лечат мою душу, а тело ставит рекорды. Хоть в чем-то продолжаются традиции -- одна вещица про психушку должна быть в каждом альбоме. К финалу рок-страсти нарастают: «The Truth Is» -- мощнейший ретроэлектроклэш. «Jezebel» и заключительная пафосная «Corrupt» сделают честь любому волосатику с гитарой наперевес, явившемуся прямиком с Вудстока.
Depeche Mode отважно отправились покорять новые звуковые пространства, бросив прежних фанов и предлагая своим воздыхателям неожиданные стандарты совершенства. Между техно и роком больше нет противоречий. Дейв Ган теперь поет открытыми связками, а Мартин Гор принципиально не сочиняет хитов в формате MTV. Оторваться от этого утонченного безобразия невозможно. Быть может, обзаведшиеся брюшками и джипами экс-демонстранты с Маяка за красоту, честность и пронзительную дрожь обновления простят некогда предавших их кумиров.