Для чего люди смотрят телевизор. Почему он непобедим. Как он объединяет семью. Какая информация распространяется быстрее. Почему русские люди такие пессимисты. И сколько надо работать, чтобы быть Тиной Канделаки, рассказывает она сама в эксклюзивном интервью Infox.ru.
Тина Канделаки: «Телевидение – самое доступное развлечение. Я в прошлом сезоне была в полном восторге от фильма «Зворыкин-муромец» потому, что он достаточно доступным языком, который свойственен Парфенову, рассказывает о, казалось бы, не самых интересных вещах. Каждый ведь мог узнать о том, что именно наш человек придумал телевизор. Но никто об этом особенно не задумывался. К сожалению, в списке главных героев России Зворыкина явно никогда не было. Хотя наряду с полетами в космос изобретение телевизора – это точно такой же успех. Я сконцентрируюсь на том моменте, помните, когда приходит к нему (к Зворыкину – Infox.ru) парень, американец, который про него рассказывает и говорит: «Слушай, вот сейчас будет высадка человека на Луне, пойдем, посмотрим». Вот он смотрит -- там сделана реконструкция -- и хотя не плачет, но слеза явно в кадре намечается…
(звонит телефон)
Да не страшно, не выключайте. Я считаю, что уже давным-давно телефоны не надо выключать. Когда я веду лекции в РГГУ, перед началом студентам говорю: срочно все включите телефоны, это раз; все войдите в twitter, это два; зафолловите меня те, кто еще не зафолловил, это три. Так что не выключайте, меня это не сбивает вообще…
…Так вот, в фильме есть такой момент, когда у Зворыкина намечается скупая слеза, потому, что понимание: ты придумал некий ящик, по которому весь мир сейчас наблюдает за шагами человека по Луне, это мысль, которая способна взорвать любой мозг. Он сидит и понимает, что сейчас он связал весь мир.
Как в том же «Аватаре», когда все садятся на Пандоре и, хвостами соединившись друг с другом, начинают молиться общей Матери. Мы все время ищем эту общую Мать и хотим найти некие окна и двери для всеобщей связи с космосом. И телевизор в определенном смысле -- это такая имитация. Когда в один момент большое количество людей сидит перед ящиком, их объединяет общая энергия, как, например, во время футбольных матчей. Когда миллионы сидят и смотрят, есть общая аура и энергия.
Ну, или это «большой брат». Это, кстати, смешно описано в моем любимом мультсериале «Южный парк». Там есть серия, в которой все вдруг в городе понимают, что они участники «большого брата», а ситуацией рулят очень смешные инопланетяне… Может и так.
В любом случае, факт остается фактом. Телевидение – самый доступный вид развлечений, объединяющий самое большое количество людей. Поэтому для него всегда будет придумываться все самое разнообразное, лучшее, доступное. С одной стороны, все самое приближенное к жизни, чтобы те, кто хочет, видели ее такой, какая она есть. А с другой стороны, кто этого не хочет, тот мог бы видеть ту жизнь, которой у него никогда не будет. Спектр развлечений здесь будет всегда самым разнообразным. Ни в искусстве, ни в одной другой сфере развлечений никогда не будет такого широкого выбора. Только телевидение. Пусть ни у кого иллюзий не будет. Ни интернет, ни что-либо другое никогда его не заменят. Потому что это самое ленивое и самое доступное развлечение. Чтобы в интернете получить контент, нужно приложить определенные усилия.
Я по детям своим вам могу сказать. Они, конечно, рано берут компьютерную мышь, но с таким же успехом смотрят и телевизор. Никто не отменял телевизор за едой. Когда ты понимаешь, что есть какие-то объединяющие семью традиции, которые были у тебя и твоих родителей, и они, безусловно, будут у твоих детей, независимо от того, какой компьютер стоит дома. Что может отменить вечер дома? Даже если еда уже будет в тюбиках, все равно вечер хочется проводить дома с детьми, когда у тебя есть дети и ты семейный человек. И тогда ты волей-неволей включаешь телевизор.
Включив экран компьютера, что я могу сделать? Это говорю вам я, человек, у которого в семье дети компьютеризированы максимально. Я считаю, что лучше не купить лишнее платье, но в гаджете ребенку не отказывать. У моих детей есть все новинки. Но несмотря на то, что мои дети научились пользоваться мышкой, возможно, даже раньше, чем научились бегло читать, они смотрят телевизор. Я их не заставлю. И они смотрят с удовольствием. Смотрят выборочно, те программы, которые им интересны, у которых заведомо большое количество просмотров на youtube. Ту же «Большую разницу» и «Прожектор Перисхилтон» они полюбили благодаря интернету.
Все не так просто и не так линейно. Здесь взяли, все отменили и включили там.
Все еще очень зависит от политической ситуации. Чем больше мы информированы, тем страшнее нам живется. Мы раньше же не знали, какие катаклизмы где происходят. Мы проводили исследование и пришли к выводу, что негативная информация конкретно в России распространяется гораздо быстрее, чем положительная. Для пиарщика всегда есть определенные ходы, чтобы ту или иную информацию сделать максимально доступной для большего числа людей. Когда мы работаем с негативом, он распространяется гораздо быстрее, его невозможно оседлать. А позитив поднять гораздо сложнее. Никто не воспринимает позитивную новость с такой готовностью передавать ее и масштабировать, как негатив. Это исключительно российская тенденция, к сожалению. Она основана на том, что мы, мое поколение, прошли через огромное количество обнулений, в том числе, и финансовых, которые дают людям неуверенность в стабильности. Стабильность-то появилась при тандеме Путин-Медведев, некая политическая стабильность, которая дает вам гарантию того, что завтра не будет революции, что уже важно. Еще активен тот слой населений, который жил при Советском Союзе, который застал и павловские и гайдаровские реформы, и, к сожалению, негативно относится к любым изменениям, не веря в то, что жизнь может становиться лучше.
Я участвовала в «НТВшниках», разговаривали про образование. И в конце концов Фурсенко, министр образования, не выдержал и сказал: «Вы что думаете, что политикой занимаются идиоты?» На этом закончилась программа и мне, честно, это так понравилось… У нас люди в большинстве своем те, что выросли при Брежневе, при Андропове, думают, что в политику чаще всего приходят люди, доживающие свой век. И смириться с тем, что сейчас уже совсем другие люди, понять, что возврата назад не будет, не все могут… Я имею в виду тех, кому сейчас 50, 60, 70 лет. Это же тоже активный слой населения, который тоже голосует. Ваш оператор кивает головой. Меня просто хорошо слышно или вы мне верите?
Мы когда в школе учились, помните? Я так любила похороны, даже стыдно это сейчас рассказывать. Ты понимал, что назначили нового руководителя, явно он тяжело болен. Не за горами тот час, когда с ним что-то произойдет, и в школе, и на работе всем дадут выходной. Все садились у телевизора и смотрели похороны, прощание и «Лебединое озеро». Это все было чудовищно, но я-то в этом выросла, как и большое количество людей. А наши дети уже растут в другой парадигме и политической, и экономической, и слава богу. У нас никогда уже не будет хуже, чем во всем остальном мире, может даже лучше быть.
Люди иногда говорят, это же тоже интересно: какая там у вас машина или квартира? Да, у меня есть то, чего, возможно, нет у вас. Но если вы посмотрите, сколько я работаю, не уверена, что вы захотите столько работать. И я не жалуюсь, это мой свободный выбор. Люди отдыхают больше, имея в десять раз меньше, чем я. Я за весь год отдыхала пять дней. Вывозила детей за границу и была с ними. И я не летаю на уикэнды на отдых. Я никогда не была в большом бизнесе, не знаю подводных течений там, могу о них судить так же, как и любой читатель по прессе. Но в среднем бизнесе, если у тебя есть желание и энергия, то у тебя есть все возможности работать. Я вчера отсюда ушла пол-одиннадцатого вечера. Поэтому я живу по-другому, поэтому у меня и заработок другой. А пришла в десять утра. Вот и ответ. И сегодня, наверное, уйду точно так же. Каждый может определить для себя, что он хочет. Если он хочет чего-то большего, чем стабильная зарплата и предопределенный прожиточный минимум… Можно ли сегодня в России через это перепрыгнуть? Я считаю, что можно. На том и стою».