«Исходный код», новый фильм режиссера «Луны 2112» показывает, что ни солидный бюджет, ни голливудский размах не могут испортить талантливого автора.
На дебютную картину Данкана Джонса зрители обратили внимание в значительной степени потому, что режиссер оказался сыном музыканта Дэвида Боуи. Но этот небольшой аванс был с лихвой оплачен качеством «Луны 2112», красивой и умной картины, которая понравилась, кажется, всем: и любителям фантастики, и адептам арт-хауса, и эстетам, и философам. Так что во втором фильме зритель уже откликнулся на имя режиссера.
Ожидания не обманули. «Исходный код» можно смотреть как продолжение исследования, начатого в первой картине. Здесь тот же пространственно-временной минимализм, который был очень привлекателен в «Луне». Большая часть сюжета разворачивается в поезде, и прокручиваются одни и те же восемь минут. Герой «Исходного кода» поставлен в аналогичную ситуацию. Пока он мучительно пытается разобраться с вечными личными вопросами: «Кто я на самом деле, и зачем я здесь?» - оказывается, что все это «не имеет никакого значения для дела», как говорит женщина-солдат по имени Гудвин.
Идея о том, что жизнь человека -- лишь часть какого-то глобального, но далеко не всегда величественного замысла (вспомним знаменитую теорию про дрожжевой грибок у Курта Воннегута) -- самая волнующая из расхожих тем научной фантастики. Эта идея блестяще была обыграна в «Луне», а теперь - остроумно в «Исходном коде». С той только разницей, что первый, почти безбюджетный фильм дебютант Джонс снимал явно от души, а второй - по заказу голливудской студии. В результате мы получили хэппи-энд и два долгих поцелуя. Но для дела, как верно говорит Гудвин, это не имеет значения. Каши маслом не испортишь.
Герой Джейка Джилленхола («Донни Дарко», «Горбатая гора»), считающий себя пилотом, капитаном Колтером Стивенсом, который выполняет боевое задание в Афганистане, внезапно обнаруживает себя в вагоне поезда, следующего в Чикаго. Милая брюнетка (Мишель Монаган), сидящая напротив, называет его Шоном и ведет себя так, будто они знакомы сто лет. Он одет в клетчатый пиджак, в кармане которого лежат бумажник и документы какого-то учителя истории. Но разобраться с нагрянувшей шизофренией солдат не успевает, поскольку очень скоро поезд взрывается.
Через секунду пилот-учитель находит себя в летной форме, лежащим в катапульте, и строгая женщина с экрана, которая называет себя капитаном Гудвином (Вера Фармига), задает ему безумные задачки. Что-то про Лили, которая проснулась в манто и вечернем платье. Весь этот очевидный бред неожиданным образом будит в больной голове летчика смутные воспоминания. Постепенно он понимает, что является участником какого-то секретного эксперимента, цель которого -- предотвратить следующий, куда более крупный теракт.
Для этого Колтера с помощью сложно объяснимого изобретения под названием «исходный код» помещают в тело человека, уже погибшего во время теракта, но продолжающего существовать в другой реальности, то есть учителя Шона. У него перед смертью есть восемь минут, чтобы узнать, кто взорвал поезд. Руководит всем этим квантовым беспределом неприятный хромой мужчина. Безжалостно снова и снова перемещают они несчастного солдата в страшные восемь минут. Он снова и снова взрывается вместе с тысячей мирных американцев, среди которых и ставшая за это время совсем не чужой соседка Кристина.
Будь на месте Данкана Джонса другой режиссер, мы бы, скорее всего, вместе с героем пытались найти преступника. Но в культурном багаже у Джонса, очевидно, далеко не только «День сурка» и «Квантовый скачок». В результате, личность террориста оказывается вообще здесь неважной, даже какой-то карикатурно неинтересной. Зато зритель пускается в философское, почти воннегутовское путешествие в поисках самого капитана.
В будущем Данкан обещал-таки снять свой фильм «Mute», идея которого мучила его еще до «Луны». Это будет рассказ о человеке, оказавшемся в полном, тотальном одиночестве. Если еще какой-нибудь лакомый проект, от которого нельзя отказаться, не отвлечет перспективного режиссера получится целая трилогия о том, как вообще-то мало мы сами о себе знаем.