Почему трудно одевать актрис. Что делает художник по костюму до начала съемок. Когда можно начинать рисовать. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
«Если это нормальная историческая картина, а не сериал, то все начинается с подготовительного периода. Первым делом собирается весь материал. Я обычно собираю материал по быту, потому что одно дело -- моды того времени, их тоже нужно пройти все, но важны и бытовые детали, которые не найдешь в журналах мод. Они могут быть в воспоминаниях современников. Кроме того, сейчас такая серия есть -- «Повседневная жизнь» разных эпох.
В театральной библиотеке есть крои. Но мы в основном потеряли свою историю, выбросили все на помойку. А вот в Англии, например, сохранились книжки с настоящими кроями абсолютно всех эпох. Есть даже специальный формат для книжек по Средневековью – вытянутый. Он такой потому, что выкройки укладывались на узкую ткань. Она была ручной выделки, и станки были узкие. Сейчас у нас это тоже стало понемногу появляться, везут книги из-за границы, а в советское время этого было безумно мало. Но тогда еще были люди, которые помнили, как ходить, как носить, что применять. Сейчас в основном на это не обращают внимание.
Этот период работы над картиной чрезвычайно интересен. Ты столько узнаешь нового. А главное, все запоминается и ложится на период съемок так, что помнишь полностью все досконально. Но потом прошла картина, началась другая, и ты все забываешь, узнаешь другое. И у тебя в голове – другой фильм.
Потом уже идет рисование. Но просто рисовать картинки бессмысленно. Ну, военных еще можно. А вот рисовать гражданских лиц, героев просто так нельзя. Ведь кроме быта, кроме всевозможных образов, есть актерская индивидуальность. И от нее очень многое зависит. Шить без актера невозможно. Иногда эскиз полностью переделывается на актрисе. Актеры-мужчины еще туда-сюда. Бывает, нужно просто подчеркнуть какие-то особенности, например, подчеркнуть какие-то толщинки или еще что-то для образа. А у актрис все сложнее -- настолько разные фигуры и так по-разному нужно все сказать и сделать.
В «Венценосной семье» мне нужно было очень сильно потрудиться над актрисой. У нее оказалась очень своеобразная фигура. Мы заранее все кроили. А исполнительница главной роли (Линда Беллингхэм. – Infox.ru) приехала прямо на съемки в Чехию. И были большие проблемы, потребовались усилия, чтобы сделать из нее императрицу.
В основном все шилось по фотографиям. Но часть полностью придумана. Чтобы что-то сшить для девочек-актрис, это проще. У них другой статус. А императрица – это трудно. Не хочу говорить о конкретных недостатках...
Ну, например, какие могут быть сложности, скажем, короткая шея. И если в начале XX века носили стоячие воротники, то невозможно при короткой шее и маленьких плечах создать образ величественной, красивой женщины. Еще при тех прическах, которые очень увеличивают голову. Получается карлик. Тогда мне нужно было делать вырез до пояса, и закрывать его белыми кружевами, увеличивать плечи, чтобы все это было соразмерно.
Художник по костюмам должен помочь актрисе раскрыть свои лучшие качества. Не только актерские, но чтобы она себя чувствовала легко и свободно в образе».
Собрание лекций киношколы вы можете найти на ее сайте.