В ограниченный прокат выходит документальный фильм «The Doors. When You Are Strange» -- компиляция редких съемок Джима Моррисона и его команды: интервью, встречи с поклонницами, камлания на сцене. Не отличаясь большой оригинальностью, фильм отлично погружает в безумную атмосферу 60-х.
Место Тома ДиЧилло в американском кино находится вроде как на периферии, однако заслуги его довольно существенны. В 1991 году, например, в своем дебютном фильме «Джонни-замша» режиссер снял мало кому тогда известного Брэда Питта. Позже культовый статус у ценителей независимого кино заслужила «Жизнь в забвении», в которой ДиЧилло рассказывал о трудах и днях режиссера малобюджетное кино.
Замахнувшись на The Doors, ДиЧилло с самого начала недвусмысленно заявил, что его фильм -- вызов знаменитому байопику, который Оливер Стоун снял в 1991 году. Стоуновские «Двери», как известно, вызвали у самих участников группы негодование. Они заявляли, что картина, написанная Стоуном, не имеет никакой связи с реальностью, что все показано слишком серьезно, а внутренний мир Джимми Моррисона подменен миром самого Оливера Стоуна. Со временем эти упреки кажутся все более справедливыми. Герой, который весь фильм ходил с глубокомысленным видом и предлагал «закинуться кислотой», выглядел не слишком убедительно. Хотелось более интересных размышлений о природе гения Моррисона. В этом смысле ДиЧилло, с одной стороны, ушел не далеко и глубокими наблюдениями не отличается. С другой – в распоряжении режиссера был настоящий Джимми, и достаточно просто увидеть его на сцене, чтобы понять, что не кислота, не алкоголь, не скандалы и даже не кожаные штаны в обтяжку сделали из Моррисона кумира.
Музыканты, кстати, с удовольствием сотрудничали с ДиЧилло, который обещал предъявить миру правдивую историю The Doors, и остались довольны результатом. Так что перед нами, по-крайней мере, та биография, которую непосредственные участники событий, хотели бы оставить потомкам. Ну, кроме, разумеется, главного героя, мнения которого уже никто никогда не узнает.
Новая версия «The Doors» сюжетно почти дословно повторяет стоуновскую. Все события недолгой, но яркой жизни группы, которые Стоун разыграл с помощью актеров, ДиЧилло дотошно проиллюстрировал документами. Вот застенчивый Моррисон -- впервые на сцене, от смущения повернулся спиной к зрителям. Вот он, будучи сильно под кайфом, сорвал свой первый концерт в Whisky a Go Go. Вот скандальное выступление во Флориде в 1969, после которого Моррисона обвинили в непристойном поведении и приговорили к шести месяцам исправительных работ. Какого-то глобального вранья у Стоуна не было. Разница лишь в деталях, но в них-то, как водится, весь черт. Ну, например, знаковый концерт, когда Джимми подрался с полицейскими -- именно после этого случая его, поэта, романтика и символиста, записали в бунтари и оппозицию. В фильме Стоуна полицейский якобы застукал в душевой кабинке Джимми с девицей как раз в тот момент, когда они обсуждали роль отца в жизни рок-героя. Тогда как на самом деле они занимались, конечно, куда более естественным для этого места и времени делом.
Из мелочей складывается не только личность героя -- на самом деле куда более противоречивая и многогранная, чем та, которую можно сочинить, но и атмосфера 60-х. Времени, когда вырабатывалось столько энергии, что и через полвека ею можно при желании подзарядиться. Характерно, кстати, что чуткий к таким вещам Джонни Депп читает закадровый текст у ДиЧилло. Не прошло и года, как он озвучил «Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона», где была сделана попытка разобраться в еще одном безумном герое, вышедшем из 60-х. Впрочем, осмыслить бешеное десятилетие с позиции нашей эпохи, когда в героях ходят не рок-кумиры, а программисты, совершенно невозможно. И вопросы: «почему так ярко горел и ради чего так быстро сгорел Джимми Моррисон?» -- которыми ДиЧилло заканчивает свой фильм, не имеют, да и не требуют ответа.
Правда, кое-что проясняется уже в самом начале фильма, когда бородатый мужчина, жутко похожий на Джимма Моррисона (на самом деле это он и есть – в 1969 году Моррисон снял короткометражный фильм "Американская пастораль" с самим собой в главной роли; ДиЧилло использовал эту работу в качестве сквозной темы), едет в машине и включает радио. Оно сообщает, что утром лидер The Doors скончался от сердечного приступа в гостиничном номере в Париже. Но поклонники-то давно знали, что, конечно же, он не умер, просто не мог так вот умереть, а мчится сейчас в Крым, где его давно поджидают Элвис Пресли, Джими Хендрикс и Виктор Цой.