В прокат выходит фильм «Дерево». Эта очень чувственная, эстетская и при этом по-житейски мудрая картина закрывала последний Каннский фестиваль. И показывает, что ее режиссер - Жюли Бертучелли не тратила время даром, пока работала ассистентом у Иоселиани и Кесльевского
Дон и Питер - красивые, еще довольно молодые и нежные супруги. Живут они в какой-то далекой, даже по австралийским меркам, глуши. Их ветхий, с виду расхлябанный, непрочный, фанерный, дом, при этом кажется ужасно надежным и покойным внутри. Он стоит под гигантской смоковницей, днем на ней играют дети, а по вечерам Дон (Шарлотта Генсбур) и Питер (Аден Янг) любуются красотой, которая их окружает, и друг другом - хотя живут в этом доме уже 15 лет и нажили четверых детей.
И вот прям в разгар это идилии Питер неожиданно умирает от инфаркта. Его и правда ужасно жаль, потому что дядька был на редкость симпатичный. Понятно, что обитателям чудного дома под смоковницей еще хуже: вдова безутешна и лежит в депрессии, а дети переживают смерть отца каждый по-своему.
Старший сын, который уже заканчивает школу, молча принимает на себя роль главы большой семьи, но мечтает уехать из этой дыры. Память об отце, которого он, как и другие дети обожал, немного тяготит его, но не может помешать светлому будущему.
Средний мальчик, лет так десяти, заменяет печаль деятельностью. Вернуть отца нельзя, но можно хоть немного поправить последствия этой неприятности. Весь фильм он почти нечего не говорит, но все время то-то ищет, прибивает, собирает или поливает. Самый маленький злобно молчит и капризничает.
Но гораздо больше режиссера интересуют женские чувства. Здесь надо отдать должное Жюли Бертучелли, которая невероятно тонкими штрихами нарисовала два ярчайших женских характера, две судьбы.
Любимица Питера 8-летняя Симона мудро рассуждает, что в ее положении есть два пути: грустить или быть счастливой. С присущей некоторым девочкам твердостью она решает быть счастливой. Причем не просто радоваться жизни, несмотря на потерю отца, а быть счастливо любимой дочерью любимого папы. Она по-настоящему решает поверить, что дух его вселился в старую смоковницу и слышит его голос. И теперь вполне счастлива.
Симона делится секретом с мамой, и та тоже начинает потихоньку бегать разговаривать с деревом. Не потому что она верит в переселение душ и прочие фантазии. Но это дерево - единственное прочное и понятное, что у нее осталось в жизни. Абсолютная, естественная женщина, она и вспомнить не может, как жила без мужа , без детей. И не очень понимает, как ей существовать дальше.
Естественно, что довольно быстро в ее жизни появляется другой мужчина. И тут дерево начинает принимать активное участие в жизни семьи. Гигантские корни разрушают трубы и стены. В ту ночь, когда Дон поцеловалась в баре со своим сантехником, который накануне чинил испорченную деревом канализацию, гигантская ветка упала прямо на супружескую кровать. Стоило им отлучится на Рождество, как ветви накрепко опутали старый дом.
Посторонние, правда, связывают это странное поведения дерева с небывалой жарой. Такая возможность дается и зрителю. Никакой мистики во всем этом действительно нет. Кроме волшебства самой жизни и бесконечной любви, которая в воздухе, в дереве, в тумане, в ветре, в сухой траве. Француженка Бертучелли сумела увидеть в экзотических, нереальных австралийских пейзажах какую-то невиданную исконность и простоту (она не зря работала с Иоселиани). И наделила этой простотой и правдивостью своих героев. В фильмах про любовь - это большая удача.