В Москве открывается 44-й фестиваль японского кино. В шумной компании японских школьниц, переживающих трудности взросления, коих на этот раз представлено особенно много, наиболее колоритно смотрится наш Чебурашка, тщательно переделанный местными аниматорами. Который тоже, как обычно, занят поисками самоидентификации.
Откроет фестиваль фильм с игривым названием «Еда и девица». Его уже показывали в Москве летом, на ММКФ в рамках внеконкурсной программы «Секс . Еда. Культура».
Кушать подано
Режиссер Минору Куримура взял за основу слова Будды о том, что большинство страданий происходит из-за еды. Он прибавил к этому древнему изречению собственные жизненные наблюдения, о том, что человек питается так, как он и живет. Или живет так, как он ест -- тут уж пусть психологи разбираются, где причина, а где следствие. Все герои этого фильма испытывают разнообразные трудности, связанные с едой и личной жизнью. Например, Миэ страдает булимией. С утра до ночи она нервно жует какие-то сухари и конфеты, потом спускает их в унитаз. После работы в офисе она идет домой и нервно же моет пол, поглощая очередную пачку печенья, и безуспешно пытается как-то обратить внимание своего сожителя -- вальяжного волосатого писателя.
Проблема ее начальника -- не слишком удачливого бизнесмена -- совсем иная. Дела идут плохо, и он не знает, чем будет кормить завтра весьма прожорливых домочадцев. Сам-то он сидит на работе с пустой коробочкой для завтраков, с затаенным раздражением глядя на то, как Миэ хрустит очередным сухарем. Он мечтает стать мумией буддистского монаха, чтобы вырваться из бесконечно круга суеты ради добывания пищи.
У Кудзе все еще замысловатее. Он не может есть еду, приготовленную кем-то другим. И не переносит, когда кто-то пытается попробовать то, что приготовил он сам самим. Живет этот эгоист, разумеется, один, в одно лицо поедая по утрам глазунью из пяти яиц. Вот в такого мизантропа влюбляется милая повариха из кафе, куда тот упорно приходит пить джин и не притрагивается к ее великолепной стряпне.
Идея показать жизнь героев через пищу -- не то что бы супер-оригинальная. Режиссер Куримура даже и не пытается скрыть, что вдохновился в своем фильмом творчеством других режиссеров – например музыка, которая сопровождает бесконечный процесс приготовления и поедания еды, ужасно похожа на наймановский саундтрек к «Повару, вору, его жене и ее любовнику» Питера Гринуэя. Но, что приятно, начавшись весьма куртуазно, ближе к середине фильм превращается в необременительную мелодраму, а к концу и вовсе в романтическую комедию. Только обязательно плотно перекусите перед просмотром – чтобы не нажить ненароком каких-нибудь проблем с едой.
Девочка созрела
Картину «Девушка с миллионом» сняла режиссер Юки Танада, которая отвечает в японском кино за произведения о непростой женской судьбе. Эта картина про девушку Судзуко, которая в юном возрасте разочаровалась во всем мире и уехала в глушь, почти что в Саратов, чтобы там вдали от суеты заработать себе миллион. Как это часто случается в двадцать лет, меркантильные планы срываются под напором любви.
А вот школьная драма «Как стать собой», снятая популярным в Японии режиссером Дзюна Итикавы – фактически местное «Чучело». Жесткий, как в любой стране, мир японских подростков сменяется трепетным еще мирком школьников младших классов. В фильме «Класс, в котором был поросенок» (режиссер Тецу Маэда) учитель приносит поросенка, чтобы научить детей жизни. «Мы его вырастим, а потом его съедим», -- предлагает японский Макаренко. Хватит ли духу у детишек закусить тем, кого приручили? Это мы узнаем из фильма.
О буднях японской школы опять же рассказывает анимационный фильм «Коротышка Маруко» -- полнометражный вариант популярного в Японии телесериала (режиссер Цутому Сибаяма).
А далеко не новый фильм одного из самых известных в Японии аниматоров Макото Синкая «Пять сантиметров в секунду» (2007) многие уже видели. Теперь можно посмотреть эту невероятно прекрасную, живописную и ностальгическую историю о детской любви на большом экране.
Чебурашка-сан
Но хедлайнером мероприятия, вне всякого сомнения, станет премьерный показ японского анимационного фильма «Чебурашка».
Как известно, японские зрители – большие поклонники нашего зверя. Сначала они изготовили по мотивам советского мультфильма анимэ-сериал, представляющий собой достаточно вольную интерпретацию приключений Чебурашки и его друзей пионеров. Но то, что покажут на фестивале -- совсем другое произведение. Перед нами очень тщательное (иной раз даже чересчур) воссоздание аутентичных кукольных фильмов, снятых в 70- годах режиссером Романом Качановым. Плюс к четырем уже известным, японцы придумали две абсолютно новые серии, в которых наш герой, надо думать, проявит себя с какой-нибудь неожиданной стороны.
Работа шла под чутким руководством российских аниматоров, в частности, художником фильма выступил Михаил Алдашин. Создатели фильма с российской стороны обещали присоединяться к режиссеру Макото Накамуре, который приедет на премьеру, чтобы ответить на вопросы зрителей и рассказать о роли Чебурашки в жизни Японии.
с 10 по 15 ноября, Кинотеатр 35 ммРасписание показов и встреч на сайте кинотеатра.