На экраны вышла аргентинская криминальная драма «Тайна в его глазах» Хуана Хосе Кампанеллы, одного из режиссеров «Доктора Хауса». Картина заранее интересна еще и потому, что получила в этом году «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, обойдя таких гигантов как «Пророк» и «Белая лента».
Судебный следователь Бенхамин Эспосито (Рикардо Дарин), проживающий в Буэнос-Айресе, обычно на службе активно занят тем, что скидывает текущую работу на других сотрудников. «Банк спермы», - отвечает по телефону его друг и напарник, великий аналитик и беспробудный алкоголик (в блестящем исполнении комика Гильермо Франселья). «Это я только одет, как лягушка, на самом деле - я заколдованный принц», - говорит он о себе. Острые замечания и отточенные диалоги щедро рассыпаны по фильму (Хаус, здравствуй). Столы детективов демонстративно завалены кучами бумаг, которые они устало перебирают и подшивают суровой ниткой с неподдельной скукой и презрением к рутинной работе. Детали тут тоже продуманы безупречно.
Скучно детективам только до той поры, пока не случается настоящее дело. Например, «дело Моралиса» - тихого банковского служащего, чью жену изнасиловал и зверски убил маньяк. Ради настоящего дела они готовы жертвовать временем, карьерой и жизнью. Потому, что работа - это страсть. А страсть, как говорится в фильме, это единственное, чему человек никогда не изменяет. Когда циничный Эспосито увидел раздавленного горем финансиста, следователю показалось, что впервые в жизни - перед ним пример настоящей любви. В тот же день у Эспосито появляется новая начальница (Соледад Вильямиль), юная красавица, аристократка, умница, одержимая справедливостью и тоже, очевидно, имеющая свою страсть.
Все эти события происходят в 1974 году, но мы впервые встречаемся с героями 25 лет спустя. Вышедший на пенсию сыщик приходит после долгого перерыва в свой бывший кабинет и показывает бывшему боссу рукопись романа, в котором описано то самое «дело Моралиса», оставившее глубокий след в их жизни. События 1974 года пересекаются с годом 99-ым, герои из породистых пенсионеров превращаются в пылких юных красавцев и наоборот. Они оценивают те события с высоты своего уже солидного возраста, который встретили по-разному: он одинок и не при делах, у нее большая семья и важная работа. Но в результате выясняется, что их личная история только начинается.
Очень быстро становится очевидным, что детективный сюжет служит лишь ширмой для пронзительной истории о любви двух очень разных и очень гордых людей. Но скоро и мелодраматическая линия оказывается фоном для куда более сложной темы. Всеми движет страсть. Она бывает совершенно разного свойства - от животной похоти, которая толкает убийцу на преступление, до всепоглощающей божественной любви, которая, кстати, тоже заставляет порой совершать нелепые и злые поступки. Страсть может быть к футболу или к работе. Или она проявляется в одержимости местью. Или, в конце концов, в тяге к бутылке.
Имеющий большой и успешный опыт работы на американском телевидении аргентинский режиссер Хуан Хосе Кампанелла сумел сделать универсальную картину, которая смотрится на одном дыхании, как крепкий голливудский детектив, и при этом полна местного огненного колорита. И то, и другое не мешает ей оставаться невероятно, несовременно интеллигентной. Такого рода производственные драмы снимали у нас в какие-нибудь поздние 70-е, когда молодые физики или врачи мучительно приносили тихое семейное счастье в жертву науке или гуманизму. Однако, слава богу, в отличие от советской депрессухи, в аргентинском варианте, все закончилось хорошо. Наверно потому, что страсть у них там уважают больше.