Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:44
Москва
18 ноября ‘24, Понедельник

Николай Хомерики: кино не должно останавливать жизнь

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Почему на съемках надо забывать про сценарий. Надо ли перекрывать движение на улице во время съемок. Как создать ощущение, что все происходит само собой. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

«Раньше я всегда писал сам. Потом было так: у меня появлялась идея и я начинаю обсуждать ее со сценаристом Александром Родионовым или еще с кем-то. Я наговариваю, что мне надо, он пишет. Но сейчас я пишу сценарий опять сам, и это очень тяжело, приходится себя заставлять, лень, и диалоги не всегда хорошо получаются. Но это все-таки большое счастье, всем бы порекомендовал, как бы это косо-криво не выглядело. Если нет такой задачи, чтобы выглядело красиво для продюсера, чтобы продать, чтобы он нашел денег, то лучше писать самому. Или как минимум в сотрудничестве со сценаристом, но чтобы ты активно участвовал. Тогда, конечно, и получается авторское кино. Когда ты берешь готовый сценарий и переписываешь его вместе со сценаристом, то у меня всегда проблема возникает. Для меня этот ребенок всегда чужой, я никак не могу до конца сделать его своим. Это не у меня родилось. Я его воспитываю-воспитываю, а он все равно не воспитывается, потому что детдомовский.

Николай ХомерикиАктер, режиссер, сценарист. Родился в 1975 году в Москве. После университета работал бухгалтером в компании Coca-Cola. Повышал квалификацию в двух голландских университетах в Маастрихте и в Амстердаме, заодно импортировал в Россию бытовую химию...

Как я сейчас пишу? У меня возникла мысль, о чем кино, чем начинается и чем заканчивается. Иногда бывает что-то из середины, и не знаешь, чем начинается и чем заканчивается. Дальше я пишу синопсис, описываю эпизоды, которые мне бы хотелось видеть. И потом пишу режиссерский сценарий, то есть сцены, которые я вижу в голове. Описываю, как их буду снимать. Наташа приходит к Володе, общий план. Крупный план окна. Деталь, крупно дверь. Или все одним кадром на общем плане с такой-то точки. Где-то пишу диалог, где-то не пишу. Где-то пишу, о чем диалог, например: говорят о том-то, важно то-то. Дальше мне либо сценарист помогает его разработать, либо у меня самого получается. Дальше идет обогащение сценария. Очень важно из себя самого все вытащить прежде, чем ты отдашь его на откуп сценаристу.

Были фильмы, которые изначально сформировались в голове, например, короткометражка «Вдвоем», которая связана с какими-то личными переживаниями. Они были уже в голове, когда я их снимал, и съемки превращались в формальность. Как часто говорил Хичкок: «Когда я напишу сценарий и сделаю раскадровку, останется только все снять». Были и другие примеры. Сценарий был не дописан, он оставлял очень много свободы: можно так повернуть дело или эдак. Было написано, что Маша встречается с Гошей, а как они встречаются, о чем говорят, не было написано. Это касается фильма «977». Строилось все на импровизации и внутреннем ощущении. «Сказка про темноту» – это совмещение. Что-то я представлял себе, что-то -- нет. Лучше всего, когда ты начинаешь снимать кино, забывать про сценарий. Даже если ты себе представляешь фильм, наступает момент, когда актеры пришли на площадку, оператор поставил свет и все меняется. Поэтому я прошу всегда оператора ставить такой свет, чтобы он оставлял мне свободу, чтобы была свобода передвижений. Если оператор -- понимающий человек, то он может это сделать. У меня были и другие случаи: оператор говорил, что не может работать, когда персонаж идет в одном дубле туда, а в другом - туда. Я отвечал: ну, как хочешь, так и работай.

Хомерики рекомендует:1. Робер Брессон «Мушетт» 2. Андрей Тарковский «Андрей Рублев» 3. Луис Бунюэль «Андалузский пес» 4. Луис Бунюэль «Скромное обаяние буржуазии» 5. Жан-Люк Годар «Маленький солдат» 6. Жан-Люк Годар «На последнем дыхании» 7. Алексей Герман «Двадцать дней без войны» 8. Отар Иоселиани «Листопад» 9. Райнер Вернер Фассбиндер - ранние фильмы 10. Ингмар Бергман «Шепоты и крики» 11. Кшиштоф Кеслёвский «Декалог» 12. Пьер Паоло Пазолини 13. Дзига Вертов 14. Кира Муратова «Долгие проводы» 15. Аббас Киаростами «Сквозь оливковые деревья» 16. Рустам Хамдамов «Анна Карамазофф»

Что бы ты ни написал, потом у тебя появляется реальность, она перед твоими глазами, она может полностью изменить то, что ты придумал. Если ты закрыт на то, что ты написал, и не видишь, что реально с тобой происходит, документально, какие жизнь привносит коррективы, тогда ты должен быть супер-диктатором, кем я не являюсь. Это другая система координат. Тогда надо поменять актера, если не получается. Кого-то уволить, десять дней снимать и добиться того, что ты придумал. Это один путь, он тоже возможен, он жесткий. У меня другая система. Я подстраиваюсь к реальности, вижу в этом свою прелесть, элемент неожиданности.

Когда ты снимаешь на улице, большинство режиссеров перекрывают движение. Я не перекрываю движение. Мне кажется, что жизнь нельзя останавливать во время съемок. Если у меня есть шофер на съемках, я не люблю, чтобы он ждал чего-то. Все должно как-то течь, и ничего не должно останавливаться. Пусть машина въедет какая-то, плохо въехала, значит, еще раз въедет. Я очень люблю документальное кино. Люблю, когда получается смешивать его с игровым. Люблю вводить героев внутрь настоящей жизни. Может, бабушка подойдет и что-нибудь спросит. Я актерам объясняю, что они должны реагировать, а не говорить, что мы тут кино снимаем. Они в реальной жизни. Все может быть по-разному.

Я создаю ощущение кажущейся свободы, но в итоге получаю то, что хочу. Я по секрету скажу, создается такая иллюзия, что все сами все придумывают. Я спрашиваю актера: а что ты можешь предложить, одно, другое? Может, чуть сюда, попробуешь, если тебе удобно, если нет, то можешь оставить все как есть. Выходит, они как бы делают, что хотят, а в итоге то, что мне надо, но с ощущением, что сами это сделали».

Памятники культуры в Ярославской области изымают у недобросовестных собственников
Реклама