Почему на съемках надо забывать про сценарий. Надо ли перекрывать движение на улице во время съемок. Как создать ощущение, что все происходит само собой. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
«Раньше я всегда писал сам. Потом было так: у меня появлялась идея и я начинаю обсуждать ее со сценаристом Александром Родионовым или еще с кем-то. Я наговариваю, что мне надо, он пишет. Но сейчас я пишу сценарий опять сам, и это очень тяжело, приходится себя заставлять, лень, и диалоги не всегда хорошо получаются. Но это все-таки большое счастье, всем бы порекомендовал, как бы это косо-криво не выглядело. Если нет такой задачи, чтобы выглядело красиво для продюсера, чтобы продать, чтобы он нашел денег, то лучше писать самому. Или как минимум в сотрудничестве со сценаристом, но чтобы ты активно участвовал. Тогда, конечно, и получается авторское кино. Когда ты берешь готовый сценарий и переписываешь его вместе со сценаристом, то у меня всегда проблема возникает. Для меня этот ребенок всегда чужой, я никак не могу до конца сделать его своим. Это не у меня родилось. Я его воспитываю-воспитываю, а он все равно не воспитывается, потому что детдомовский.
Как я сейчас пишу? У меня возникла мысль, о чем кино, чем начинается и чем заканчивается. Иногда бывает что-то из середины, и не знаешь, чем начинается и чем заканчивается. Дальше я пишу синопсис, описываю эпизоды, которые мне бы хотелось видеть. И потом пишу режиссерский сценарий, то есть сцены, которые я вижу в голове. Описываю, как их буду снимать. Наташа приходит к Володе, общий план. Крупный план окна. Деталь, крупно дверь. Или все одним кадром на общем плане с такой-то точки. Где-то пишу диалог, где-то не пишу. Где-то пишу, о чем диалог, например: говорят о том-то, важно то-то. Дальше мне либо сценарист помогает его разработать, либо у меня самого получается. Дальше идет обогащение сценария. Очень важно из себя самого все вытащить прежде, чем ты отдашь его на откуп сценаристу.
Были фильмы, которые изначально сформировались в голове, например, короткометражка «Вдвоем», которая связана с какими-то личными переживаниями. Они были уже в голове, когда я их снимал, и съемки превращались в формальность. Как часто говорил Хичкок: «Когда я напишу сценарий и сделаю раскадровку, останется только все снять». Были и другие примеры. Сценарий был не дописан, он оставлял очень много свободы: можно так повернуть дело или эдак. Было написано, что Маша встречается с Гошей, а как они встречаются, о чем говорят, не было написано. Это касается фильма «977». Строилось все на импровизации и внутреннем ощущении. «Сказка про темноту» – это совмещение. Что-то я представлял себе, что-то -- нет. Лучше всего, когда ты начинаешь снимать кино, забывать про сценарий. Даже если ты себе представляешь фильм, наступает момент, когда актеры пришли на площадку, оператор поставил свет и все меняется. Поэтому я прошу всегда оператора ставить такой свет, чтобы он оставлял мне свободу, чтобы была свобода передвижений. Если оператор -- понимающий человек, то он может это сделать. У меня были и другие случаи: оператор говорил, что не может работать, когда персонаж идет в одном дубле туда, а в другом - туда. Я отвечал: ну, как хочешь, так и работай.
Что бы ты ни написал, потом у тебя появляется реальность, она перед твоими глазами, она может полностью изменить то, что ты придумал. Если ты закрыт на то, что ты написал, и не видишь, что реально с тобой происходит, документально, какие жизнь привносит коррективы, тогда ты должен быть супер-диктатором, кем я не являюсь. Это другая система координат. Тогда надо поменять актера, если не получается. Кого-то уволить, десять дней снимать и добиться того, что ты придумал. Это один путь, он тоже возможен, он жесткий. У меня другая система. Я подстраиваюсь к реальности, вижу в этом свою прелесть, элемент неожиданности.
Когда ты снимаешь на улице, большинство режиссеров перекрывают движение. Я не перекрываю движение. Мне кажется, что жизнь нельзя останавливать во время съемок. Если у меня есть шофер на съемках, я не люблю, чтобы он ждал чего-то. Все должно как-то течь, и ничего не должно останавливаться. Пусть машина въедет какая-то, плохо въехала, значит, еще раз въедет. Я очень люблю документальное кино. Люблю, когда получается смешивать его с игровым. Люблю вводить героев внутрь настоящей жизни. Может, бабушка подойдет и что-нибудь спросит. Я актерам объясняю, что они должны реагировать, а не говорить, что мы тут кино снимаем. Они в реальной жизни. Все может быть по-разному.
Я создаю ощущение кажущейся свободы, но в итоге получаю то, что хочу. Я по секрету скажу, создается такая иллюзия, что все сами все придумывают. Я спрашиваю актера: а что ты можешь предложить, одно, другое? Может, чуть сюда, попробуешь, если тебе удобно, если нет, то можешь оставить все как есть. Выходит, они как бы делают, что хотят, а в итоге то, что мне надо, но с ощущением, что сами это сделали».