Зачем нужна панорама в кино. Как ее строить. Каких усилий не жалко, чтобы снять всего лишь один кадр. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».
Александр Зельдович: «Панорама может быть изобретательной. Есть несколько великих панорам, известная панорама в «Молодой гвардии», потом последняя картина Орсона Уэллса, где играла Марлен Дитрих, там потрясающая начальная панорама. Все панорамы Урусевского – великие панорамы. У Филини есть несколько замечательных панорам, где камера двигается, какие-то персонажи заглядывают в кадр, обегают камеру. Даже, извините, в «Докторе Хаусе» есть достойные панорамы, когда камера едет по коридору, персонажи выходят и заходят обратно в кадр. Чем изобретательнее, тем лучше, в этом всегда фокус какой-то есть. Можно сейчас их делать с помощью портативных камер, взять, например, телефон и им панорамировать… Может быть довольно клево.
Серьезная панорама придумывается задолго до съемок. Это тщательно планируется потому, что обычно требуется большие технические усилия. Надо ее строить. Например, в «Мишени» есть панорама – это четырехкилометровых отъезд, склеенный из двух кусков. Это отъезд на канатной дороге от крупного плана, камера улетает за два километра. Это была серьезная вещь, потому что только два месяца искали нужный длины трос. Это делал Сережа Астахов, честь ему и хвала, и большое спасибо. Это была серьезнейшая постройка, причем в диких условиях, на Алтае, на высоте две с половиной тысяч метров. Там еще дикие ветра… Один раз опора упала, чуть не убила этого бедного Астахова, он нос поцарапал.
Мы сняли дубль, который был действительно качественный. После следующего дубля, там чего-то с этим тросом произошло, каретка с камерой повисла над пропастью, и все, больше ничего не сняли, потом два часа опускали. Очень сложным был технически отъезд. Каретка разгоняется, а надо было скрыть ее разгон. Еще там был отъезд на трансфокаторе, который дистанционно управлялся, а там еще полно вольфрама в этой горе. Поэтому на какой-то частоте один пульт не работал, вдруг потом почему-то заработал. В общем интересно.
Он даже больше, чем четырехкилометровый, он двадцатикилометровый на самом деле. Отъезд на канатной дороге потом переходит в вертолетный отлет. Одним кадром сшито было, от крупного плана до супер-общего. Это оправдано драматургически в этой истории, плюс это еще сама по себе хорошая штука такая. Так не было, отъехать от крупного плана так далеко, причем не на компьютере, а живьем, это хорошо, это выразительно».
Продолжение следует...