Тотальное торжество компьютерной анимации в прокате создало иллюзию, что другие техники больше неактуальны. На самом деле в мире снимается все больше качественного кукольного кино, которое получает уйму престижных наград.
Лучше всего этот своеобразный реванш куклы заметен на крупнейшем в мире анимационном фестивале во французском городе Анси, где уже второй год подряд «Кристалл» (гран-при) в категории полнометражной анимации получают именно кукольные работы.
Если в 2009 году жюри не смогло выбрать безусловного лидера и присудило высшую награду кукольной «Коралине» режиссера Генри Селика и пластилиновым «Мэри и Максу» режиссера Адама Элиота (оба фильма прошли в российском прокате), то этим летом безоговорочным победителем конкурса стал фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс». Он заслужил не только «Кристалл» в полнометражном конкурсе, но и не менее престижный приз зрительских симпатий. А ведь в конкурсе принимали участие и яркое аниме («Летние войны» Мамору Хосоды), и красочное детское кино («Секрет Элеоноры» Доминика Монфери), и апокалиптичный нуар («Метропия» Тарика Салеха).
Уэс Андерсон хорошо известен любителям игрового арт-хаусного кино. Его фильмы «Поезд на Дарджилинг» и «Семейка Тененбаум» были в нашем прокате и выходили на DVD. Добившись успеха с живыми актерами, Андерсон решил пойти по стопам Тима Бертона и занялся «дрессурой» куклы. Причем, как и у Бертона, проводником Андерсона в анимацию был прославленный аниматор Генри Селик.
Современному кукольному кинематографу с Селиком откровенно повезло. Именно с этим режиссером связаны лучшие полнометражные кукольные фильмы последнего времени -- «Кошмар перед Рождеством» (в котором Бертон был лишь продюсером), «Джеймс и гигантский персик», «Коралина». Даже когда Бертон решил самостоятельно создать «Труп невесты», то у него получилась вполне селиковская кукольная анимация.
Селик принимал активное участие в начальных этапах съемок «Бесподобного мистера Фокса», но потом решил переключиться на создание «Коралины», и историю о гордом лисе Андерсон заканчивал самостоятельно. Типажи героев, атмосфера и абсурдистские ситуации из жизни лисьей семьи, глава которой решил перебраться жить из неуютной норы в раскидистое дерево и перессорился со всеми фермерами округи, отчетливо напоминают эпизоды игровых фильмов режиссера.
На большой экран «Бесподобный мистер Фокс» в России не попал. Небольшим утешением может служить то, что на конец августа заявлен выпуск лицензионного диска. Резон прокатчиков ясен: нашу публику затащить в кино на кукольную анимацию непросто. Сказываются наследие советского времени и эстетическая травма, нанесенная творениями национальных киностудий СССР. В каждой союзной республике в директивном порядке создавалось свое анимационное отделение. Для первых работ выбирали кукольную технологию, которую считали более простой. В результате плодились корявые существа, которые отвращали маленьких зрителей от целого направления в мультипликационном искусстве.
При этом мастерство московских кукольников «Союзмультфильма» было чрезвычайно востребовано в профессиональной среде и притягивало учеников из других стран. Даже несмотря на то, что распад Советского Союза больно ударил по отечественной мультипликации, именно кукольники смогли быстрее всего адаптироваться к резким изменениям. Совместные российско-британские анимационные проекты по созданию шекспировского цикла, библейских сказаний и оперных постановок помогли кукольной анимации продержаться, но, правда, недолго.
Многие советские мастера к началу нового века перестали снимать кукольные фильмы, сосредоточившись на преподавании или полностью отойдя от дел. Оставшимся кукольникам в современных условиях сложно бороться за финансирование работ. Кукольная анимация требует больше средств, нежели анимация рисованная, что играет не в ее пользу. Да и на мировых фестивалях наши новые кукольные фильмы не пользуются спросом. Например, полнометражный кукольный фильм «Гадкий утенок», буквально только что созданный нашим практически классиком Гарри Бардиным, не стали включать в конкурс Анси.
При этом герои советских кукольных фильмов продолжают жить в неожиданных местах. Например, Чебурашка, у которого появилась масса поклонников в Японии. Японские аниматоры сделали ремейк хорошо известного мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена» и создали еще две новые истории о приключениях Чебурашки и его друзей. Причем японцы так подробно воссоздали атмосферу и стиль старых фильмов, что создатель образа Чебурашки художник-постановщик Леонид Шварцман поначалу не верил, что ему показывают какое-то новое кино. На вопрос о возможных продолжениях съемок историй о Чебурашке создатели японских фильмов говорят, что будут не против, если их дело продолжат российские режиссеры-мультипликаторы. Только в России по этому поводу энтузиазма пока не видно.