12 мая блокбастером Ридли Скотта «Робин Гуд» открывается 63-й кинофестиваль в Каннах. В отличие от прошлого года конкурсная программа как будто не обещает потенциально скандальных постановок. А это значит, что у яркого и отчасти провокационного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем: Предстояние» есть шанс как минимум быть замеченным.
В этом году вставить палки в колеса одному из главных мировых киносмотров норовила как будто сама природа. Особенно постарался исландский вулкан Эйяфьятлайокудль. Выдержав некоторую паузу, он разыгрался вновь, и до сих пор не ясно, насколько существенные коррективы в работу фестиваля внесут образовавшиеся в небе над Европой облака пепла. Над саботажем мероприятия поработали и прочие стихии. В первых числах мая во Францию вернулась зима, порадовавшая нулевой температурой, а 10-метровые волны, смывающие с набережной рестораны, синоптики отрекомендовали как «шторм столетия».
Остается надеяться, что по накалу кинематографические страсти не уступят ни организованной природой эффектной прелюдии, ни прошлогоднему 62-му фестивалю. Тогда, напомним, миру были представлены «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и «Антихрист» Ларса фон Триера, совершенно точно не способный никого оставить равнодушным. Можно с уверенностью предположить, что не заставят зрителей заскучать и «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Первоначально планировалось, что фильм Никиты Михалкова откроет смотр, однако потом стратегия изменилась. В день открытия покажут «Робина Гуда» Ридли Скотта, а российская картина поборется за награды в рамках конкурсной программы. Для каннского показа Никита Михалков урезал трехчасовую версию фильма до двухчасовой, и, безусловно, интригует, какие эпизоды режиссер решил выбросить, а какие оставить. И сохранятся ли, например, в облегченной версии кадры с голым задом немецкого летчика и предсмертное эротическое приключение несчастного солдата Дермидонта.
Сцена с православно ориентированной морской миной наверняка уцелеет, поскольку это как минимум самый оригинальный за всю историю мировой культуры символ загадочности русской души. И опять-таки интригует, как в потемках экранного воплощения этой души будет разбираться каннское жюри под управлением Тима Бертона (сам Никита Сергеевич осторожно сомневается в том, что будет правильно понят). Компанию Бертону составят, в частности, Бенисио дель Торо, Кейт Бекинсейл и Шекар Капур.
Второй русскоязычный участник конкурсной программы -- «Счастье мое», игровой дебют документалиста Сергея Лозницы, снятая на Украине за немецкие деньги дорожная драма о водителе-дальнобойщике. Лозница – пожалуй, единственная, так сказать, темная лошадка из 19 режиссеров, фильмы которых представлены на конкурс. Многие из них в Каннах либо уже что-то получали, либо номинировались. Алехандро Гонсалес Иньяритту привезет камерную уголовную драму «Красата» (как и в случае с «Бесславными ублюдками», это намеренно искаженное название – в оригинале Biutiful) с Хавьером Бардемом. В криминальном ключе выскажется и Такеши Китано. Если в последних работах («Такешиз», «Банзай, режиссер!», «Ахиллес и черепаха») японский классик деятельно копался в самом себе, кажется, мало думая о зрителе, то новая лента выглядит подарком ценителям его ранних гангстерских боевиков. Тут и подходящее название «Гнев», и сам Китано при фирменном dress code якудзы: черный костюм, белая рубашка, пистолет.
Кроме того, в конкурсной программе «Еще год» британца Майкла Ли, «Заверенная копия» иранца Аббаса Киаростами, «Наша жизнь» Даниэлле Лукетти и «Дядя Бунми, который помнит свои прошлые жизни» тайца Апичатпонга Вирасетакула. В последний момент список пополнился «Ирландским маршрутом», в котором адепт «кухонного реализма» Кен Лоуч высказался на тему любви и войны в Ираке. Французское кино представлено в конкурсе «Принцессой де Монпансье» Бертрана Тавернье и «Турне», режиссерским дебютом видного французского артиста Матье Амальрика. Плюс, разумеется, вот уже лет двадцать как обязательные на всяком статусном европейском киносмотре корейцы: Ли Чан Дон с «Поэзией» и Им Сон Су с «Горничной».
Внеконкурсная программа выглядит не так чтобы чересчур интригующей, но представительной. Она богата, в частности, новинками от великих стариков. Впрочем, 80-летний Жан-Люк Годар, который представит картину под названием «Социализм», теоретически годится в сыновья 101-летнему португальцу Мануэлю де Оливейре («Странная история с Анжеликой»), а по-прежнему снимающий по ленте в год 75-летний Вуди Аллен ну никак не производит впечатление человека пожилого. В Канны он привезет мелодраму «Ты встретишь высокого темного незнакомца», укомплектованную Наоми Уоттс, Джошем Бролином, Антонио Бандерасом и Энтони Хопкинсом.
Из внеконкурсных работ также следует упомянуть «Шантрапу» Отара Иоселиани (в главной роли Богдан Ступка), «Тамару Дрюи» Стивена Фрирза и новую картину Оливера Стоуна «Уолл-стрит: Деньги не спят». В ней знакомые нам по фильму 1987 года герои Майкла Дугласа и Чарли Шина (и примкнувшего к ним молодого дарования Шайи ла Бефа) объяснят публике, что думает о механизмах экономического кризиса один из самых социально и политически озабоченных режиссеров Голливуда.