На экраны выходит «Мечта по-итальянски» -- фильм, снятый Микеле Плачидо, которого мы помним прежде всего как комиссара Каттани. По-хорошему традиционное, настоящее итальянское кино: эмоциональное, красивое и неравнодушное к социальным проблемам.
Даже не зная итальянского языка, понятно, что название фильма «Il grande sogno» переводится как «Большая мечта», но как раз в данном случае некоторая вольность перевода идет фильму только на пользу, потому что это кино для зрителей, которые знают про «Брак…», «Развод…» и «Ограбление по-итальянски». Теперь вот еще и «Мечта». Как оказалось, именно ее-то и не хватало.
Режиссер фильма Микеле Плачидо в нашем сознании все равно накрепко связан с образом комиссара Каттани из сериала «Спрут» про ужасы криминальной Италии. Один из первых зарубежных сериалов, который показывали по девственному советскому телевизору, засел в головах крепко. Однако, хоть он и пользовался огромным успехом не только у нас, но и у себя на родине, выдержав десять сезонов, судить о творческом пути Плачидо только по мужественному и несчастному комиссару было бы неправильно. Он снялся в огромном количестве фильмов, работал с классиками. И его собственная режиссура стоит на крепком фундаменте великого итальянского кинематографа.
Казачок-то засланный
«Мечта» -- уже девятый фильм Плачидо. Как вспоминает режиссер, задумал он его еще в 2003 году, решив рассказать историю событий 1968 года. Года, который, по его мнению, не только изменили ход истории Италии, Европы, Америки, да и мира вообще, но и до сих пор имеет огромное влияние на все, что происходит по обе стороны океана.
Плачидо забросил эту работу, узнав, что Бернардо Бертолуччи снимает своих «Мечтателей». Впрочем, увидев эстетскую картину Бертолуччи, Плачидо понял, что сам хотел рассказать совсем про другое и по-другому. «Мечта по-итальянски» -- очень личное, основанное на субъективных переживаниях воспоминание, которое совсем не претендует на масштабное эпохальное полотно. Как это часто случается, в результате скромное кино не хуже, а может, и гораздо лучше передает величие и ужас времени перемен. Может быть, потому, что Микеле Плачидо и сам когда-то, как его главный герой, оказался перед выбором, какую сторону баррикад выбрать. Не так много режиссеров с таким киногеничным жизненным опытом. Представьте историю диссидентского движения в СССР глазами офицера КГБ, который, проникнувшись вольным духом, перешел на сторону врага, бросил службу, стал артистом, а спустя годы снял про это честный фильм. Как раз таков сам Плачидо и его главный герой.
Зовут его Николо (Рикардо Скаммарчио). Он -- простой парень из самой бедной батрацкой провинции Италии, идет служить в полицию, поскольку это единственный шанс для таких бедняков, как он, выбиться в люди. На самом деле он мечтает о театре. К тому же красивая сеньора в поезде, глядя на его смазливую физиономию, сказала: «Тебе бы актером стать». В полиции тоже понимают, что от кудрявого кривляки пользы в строю не будет, и потому отправляют его шпионом в тыл врага.
Революция по-итальянски
1968 год. Консервативную католическую Италию трясет: рабочие и студенты, интеллигенты и коммунисты, пацифисты и террористы протестуют против низких зарплат, войны во Вьетнаме, семейного деспотизма, капитализма, лифчиков, фашизма, религиозных догм, Данте («Вьетнам – вот это Данте!»), КГБ, Никсона и всего остального. Студенты римского университета (в большинстве своем детки богатеньких родителей) захватывают альма-матер. К ним-то и засылают нашего Колю. Полицейский-артист с ролью справляется даже слишком хорошо. Постепенно он не по заданию, а по-настоящему влюбляется в активистку Лауру (Жасмин Тринке), девушку из хорошей семьи, которую на баррикады привело обостренное чувство справедливости. И как такой чувствительной девушке сказать правду о том, что ты – полицейский и доносчик.
Социальные и любовные переживания, осложненные еще и идеями сексуального раскрепощения, за которые молодые бунтари проливают свою и чужую кровь, переданы так, как это делалось в добротном итальянском кино. Страстно, красиво, эмоционально, на щедром фоне итальянских пейзажей и архитектурных памятников.
Немного грустно, что у нас в новейшей истории не было столь же яркого времени, о котором бы было приятно и поучительно вспомнить сегодня. «Дом солнца» Гарика Сукачева, в принципе, о том же, но единственная правда в нем: как хорошо быть молодым и энергичным. А про бунт, перемены и сексуальное освобождение, извините -- не наш случай, не верим. Фильму Плачидо, при всей его избыточности и художественности, хочется верить: лихой был год. И все хорошее и плохое, что происходит сейчас, спустя сорок с лишним лет, – оттуда. Брошенная воспитанным мальчиком из хорошей католической семьи бутылка с «коктейлем Молотова» долетит до нас.