Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:41
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Российские аниматоры потренировались на собаках

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На экраны выходят «Звездные собаки: Белка и Стрелка». Выходят смело, как будто в открытый космос. О мультфильме давно говорили, премьера переносилась несколько раз, и оправдать завышенные ожидания было непросто.

Дело не только в том, что это самый дорогой на сегодняшний день отечественный мультфильм (бюджет называют разный, но даже расплывчатое «несколько миллионов евро» звучит внушительно). И не только в том, что это действительно первый российский трехмерный фильм в широком прокате. Смотреть его в очках пока еще весьма затруднительно, но все же шаг сделан (другой вопрос, нужен ли он был). О том, насколько это не освоенная для наших краев технология, говорит тот факт, что даже специалисты между собой не договорились о четкой терминологии. Вот почему многократно обещанное в предыдущие разы 3D оборачивалось простой компьютерной графикой, которая уже 15 лет как не новость.

Но самым важным следует признать тот факт, что «Звездные собаки» не основаны на русском фольклорном сюжете: в них нет ни одного богатыря, ни одного говорящего клубочка, никто не ходит в лаптях и не играет на гуслях. Вот это уже почти революция. В прошлом году, впрочем, была уже сделана попытка вырваться из заколдованного русского народного леса, когда вышел мультфильм «День рождения Алисы», но, несмотря на возвращение любимых героев, полной жизнью франшиза не зажила. А история двух советских собак, улетевших в космос чуть дальше, чем американские обезьяны, это как раз верный выбор. Здесь есть и сказка, и история (правда, весьма условная), и городской фольклор, и говорящие звери, и патриотизм. Что на сегодняшний день лучше отвечает зрительским ожиданиям?

Подарок к юбилею

Нет, наверное, смысла пересказывать сюжет этого фильма – все понятно. 19 августа 1960 года, 50 лет назад, две русские дворняжки полетели в космос. Это были далеко не первые собаки, которые были отправлены к звездам, но первые живые существа, которые вернулись назад такими же живыми. Стрелка умудрилась даже родить потом здоровых щенков. Одного из них Никита Хрущев подарил Кеннеди. Вот теперь этот Пушок в Белом доме и рассказывает американским животным про своих героических советских родителей. Правда, в мультфильме он оказался почему-то ребенком Белки. Ну так по большому счету не все ли нам равно -- настоящая личная жизнь космонавтов покрыта тайной, а их потомки, слава богу, не смогут выразить претензии создателям фильма за вольную интерпретацию их образов. В фильме вообще можно найти при желании ряд как объяснимых, так и труднообъяснимых ляпов, неточностей и недоделок. Особенно в начале. История про цирк выглядит скомканной, а все цирковые персонажи вообще кажутся лишними. Однако ж и очевидного абсурда, каким славятся последние отечественные анимационные фильмы (называть их не будем, вспомните любой -- не ошибетесь), тоже нет. Хорошие сценарии для детских фильмов -- это большая проблема, и в этом смысле «Белка и Стрелка» не самый худший вариант.

Еще мы делаем ракеты

Добавьте сюда остроумные цитатные детали, вполне себе культурные: эскалатор метро из «Я шагаю по Москве», люмьеровский поезд, статую «Рабочий и колхозница», фильм «Белое солнце пустыни» перед стартом -- все знают, что детский мультфильм должен порадовать и родителей, а тут еще и бабушек не забыли.

Есть и смешные второстепенные персонажи, традиционно служащие к украшению мультфильма: забавные блохи, симпатичный кот-психиатр. Да и главные герои получились с понятными яркими характерами: цирковая фифа Белка, которая на поверку оказывается женщиной-кремнем; подзаборная хабалка Стрелка, которая, однако, тоже мечтает о звездах, поскольку в детстве ее мама говорила, что там живет отец; Крыс Веня-Метрополитен -- интеллигентный вор и врожденный диссидент; суровый вояка Казбек, обладающий, как водится, трепетным любящим сердцем. Все они придуманы интересно, а актеры, которые их озвучивали -- прежде всего Елена Яковлева, Сергей Гармаш и, конечно же, Евгений Миронов, -- обогатили их своим драматическим опытом, сделали сложными и фактурными (может быть, даже иной раз слишком для детского фильма).

И здесь возникает главная претензия к создателям. Зачем их визуальные образы так упростили? Собак, как говорят, рисовали с натуры. Может быть. Но почему они получились такими шаблонными, неродными, незапоминающимися? Допустим, это дело вкуса. Но зачем было так примитивно срисовывать Веню с пиксаровского Реми (кстати, авторы «Рататуя» были бы правы, если бы попытались поругаться на этот счет)? Такое ощущение, что периодически в работу творческой команды вмешивалась какая-то злая сила. Абсолютным апофеозом нехорошего абсурда можно считать сцену с заменой батарейки в спутнике. Что это вообще было? Кажется, реклама в детских фильмах у нас запрещена. Или это не реклама?

И махнул рукой

Несмотря на случившиеся победы бабла над добром, «Звездных собак» можно считать редкой удачей на фоне больших и обидных неудач российской полнометражной анимации. Поговаривают, что продюсерам экономически невыгодно и душевно некомфортно приглашать на денежный проект принципиальных и уважающих себя режиссеров. Вот и делают их часто люди, готовые на любые компромиссы, имена которых в мире анимации почти неизвестны, -- отсюда и результат.

Случай «Белки и Стрелки» совсем другой -- художник, аниматор, режиссер Святослав Ушаков работал на студии «Пилот», зарекомендовал себя прекрасно, сделал незабываемые клипы «Человек и кошка» и «Хари Мамбару», снял несколько короткометражных фильмов, работал на американских студиях. Очевидно, что при всех справедливых упреках в данном случае профессионализм и здравый смысл все-таки в основном уцелели. «Звездные собаки», как и настоящие Белка и Стрелка, оказались живыми, может быть даже и с прибавлением. Теперь будем ждать, когда вслед за животными в космос полнометражной российской анимации будет запущен настоящий человек: какой-нибудь хороший, улыбчивый парень, не богатырь, но и не дурак.

В Курске раньше срока закрывают движение на ряде улиц
Реклама