Чудом считают организаторы открытие главного в стране фестиваля анимационного кино. Темой «Суздаля-2010» выбрана стройка. Аниматоры собираются, чтобы показать новые работы и обсудить пути выживания отрасли.
По словам программного директора фестиваля Натальи Лукиных, до последнего момента отборщики боялись, что показывать будет нечего – в кризисном году государство заморозило финансирование. Вплоть до осени прошлого года большинство анимационных студий простаивало. Но, как это часто у нас случается, поднажали, постарались, совершили невозможное. В результате на суд отборщиков было представлено более 100 фильмов, из которых к участию в конкурсе допустили 86.
Прорабы перестройки
«Концепция этого фестиваля – стройка, -- говорит директор фестиваля Александр Герасимов. -- Есть некая постсоветская история российской анимации. Худо-бедно, практически с нуля, с развала она потихоньку нарастала: становилось больше студий, больше фильмов. Пятнадцатый фестиваль – это некая веха. К чему мы сегодня пришли, что построили?» Иными словами, какая она, современная российская анимация: прочен ли фундамент отрасли, приспособлены ли для жизни прекрасные башенки авторского кино, есть ли здесь место для коммерческой пристройки?
«Мы придумали, что в жюри будут прорабы этой стройки, -- продолжает директор. -- Есть у нас плеяда очень талантливых, в среднем 50-летних режиссеров, которые появились на рубеже 70-80-х годов. Михаил Алдашин, Иван Максимов, Михаил Тумелия, Владлен Барбэ, Дмитрий Наумов – все они признанные авторитеты, причем не только у нас в стране. При этом они активно работают, снимают фильмы, представляют Россию на международных фестивалях, готовят учеников. Как говорится, действующие мэтры. Вот они и будут «молодыми прорабами» на этой площадке».
«Прорабам» предстоит одолеть девять часов анимации и выбрать лучшее по 11 основным номинациям.
Чехов и сумасшедшие волосы
Если анализировать качественный состав конкурсной программы этого года, то очевидно, что на стройплощадке что-то происходит. Налицо следующие тенденции: больше студенческих и дебютных работ, но стало меньше авторских фильмов, снятых профессиональными, «взрослыми» режиссерами. В списке номинации «лучший короткометражный фильм» взрыв пока обещает только один фильм -- «Со вечора дождик», новая работа екатеринбургского режиссера Валентина Ольшванга, обладателя многих анимационных наград и почетного титула «великого и ужасного». Возможны неожиданные открытия в цикле «Рассказы Чехова», по крайней мере, разнообразные. Потому как среди режиссеров, которые решили отметить юбилей классика, есть, например, Сергей Серегин (снявший довольно традиционный «День рождения Алисы») и Павел Сухих – он же Хихус, известный комиксный художник, в анимации отличившийся как автор жестких антинаркотических фильмов из проекта «Реанимация» (парочку новых «ужастиков» для запугивания подростков тоже покажут нынче в Суздале).
Существенно веселее выглядят номинации «прикладная анимация» (здесь представлены, например, работы Михаила Тумелии и Алексея Будовского) и особенно «конкурс сериалов». Тут и новые серии уже известных фильмов: пара «Смешариков», хит последнего года «Маша и медведь», несколько историй из жизни забавной парочки клонов («Овечки Холли и Долли») и целых четыре серии «Мульти-России» (на сегодняшний день последние).
Покажут новые «Колыбельные мира»: португальскую и сефардскую. Большие ожидания возлагаются на новый проект той же студии «Метроном-фильм» – «Круглый год», в основе которого волшебная проза Юрия Коваля.
В этом году впервые за много лет в конкурсе не будет ни одной сказки из цикла «Гора самоцветов» (о том, что серия формально закрыта, а также о тревожной ситуации в российской анимации в целом мы рассказывали в материале «Катастрофа накануне юбилея»).
Студия «Пилот» представит на этом фестивале несколько серий мини-сериала «Детективное агентство «Бульдог и Шорти». «Эти персонажи взяты из нашего давнишнего полнометражного проекта «Сумасшедшие волосы», который начинал еще Александр Татарский, -- рассказывает режиссер Сергей Меринов. -- Был сделан пилот-ролик, но, к сожалению, финансирования на большой фильм мы не нашли и решили с этими персонажами снять маленький сериальчик, чтобы узнать, как зрители будут на него реагировать. Может быть, они его полюбят, и тогда уже инвесторы охотнее вложат деньги в большое кино».
И это тоже, конечно, примета времени. «Студии смотрят в сторону сериалов, поскольку начинают понимать, что выживут только тогда, когда будут делать коммерческий продукт, – объясняет Александр Герасимов, который, кроме всего прочего, является генеральным продюсером анимационной студии «Мастер-фильм». – Нельзя всю жизнь сидеть на государственной игле».
Как слезть с иглы
Перебои с финансированием в прошлом году, а главное, волнующая неопределенность в будущем, связанная с новыми правилами господдержки кинематографии, заставили творческое сообщество всерьез задуматься о новых способах выживания. «Все больше и больше представителей нашего цеха приходят к пониманию, что нужна индустрия», -- отмечает Герасимов.
«Анимационная индустрия» -- так и называется первый международный конгресс, который пройдет в Суздале в дни фестиваля. Российские и зарубежные специалисты и заинтересованные лица будут обсуждать то, без чего создание бизнеса невозможно. А именно: «обучение, технологии, продюсирование и прокат». Все это находится в настоящий момент в России либо в упадке, либо в зачаточном состоянии.
Но для нас, зрителей, особенно огорчительно совершенное отсутствие последнего пункта, а именно проката отечественной анимации. Парадокс заключается в том, что большинство граждан даже и не заметит, что наших мультфильмов стало гораздо меньше. Они даже и не в курсе, что наша анимация не только существует, но и по-прежнему высоко котируется во всем мире.
«Очень неприятная ситуация, что нас, мультипликаторов, по телевизору показывают чаще, чем наши фильмы, -- говорит Сергей Меринов. -- В европейских странах, если государство финансирует фильмы, то телевизионные каналы их обязаны показывать».
Во многих странах есть законы, где доля отечественной анимации должна составлять установленный процент: где-то 30, где-то 50, а кое-где и все 70%. «Наших фильмов наше телевидение не показывает в принципе. Это не выгодно, плюс еще закон, по которому нельзя в детские передачи вставлять рекламу. «Первый канал» купил «Гору самоцветов». И что -- крутит иногда в шесть утра в воскресенье», -- продолжает Сергей Меринов. О кинопрокате и говорить нечего. Кроме редких фестивальных программ, современную российскую анимацию на большом экране не увидишь.
Да и вообще, честно сказать, поводов для оптимизма накануне юбилейного фестиваля было немного. Кроме одного, самого важного -- он все-таки состоялся.