Артхаусный прокат в России никак не может стать бизнесом. Что ему мешает и как выживает авторское кино, рассуждают режиссер Борис Хлебников, продюсеры Антон Мазуров и Михаил Синев.
Антон Мазуров: артхаусный прокат – это торговля планктоном
В России кинематограф воспринимается как традиция недорогого развлечения, несмотря на то что у нас одни из самых дорогих билетов в кинотеатр в мире. У современного массового зрителя отношение к кино как к не совсем искусству. Каждый «как бы разбирается» в нем только потому, что он его смотрит.
Телевидение плюс традиция проката кинематографа развлечения увели зрителя от кинематографа переживания. Зритель принимает за переживания то, что вызывает у него эмоции по схеме конвейерного кинематографа. Схема отработанная, профессиональная, требует определенного мастерства, но слезы и смех в ней вызываются «нажатием кнопки». И зритель не понимает, что настоящая эмоция -- не когда ты плачешь, потому что кого-то бьют палкой по голове, или смеешься, когда кто-то смешно падает в синюю лужу. Эмоция -- это парадоксальная реакция на какие-то события или даже на их отсутствие на экране. От таких ощущений российский массовый зритель избавлен.
[v1]Арт-хаус не имел профессиональной поддержки со стороны журналистского сообщества. Независимая пресса родилась как-то неожиданно, а киноведы, которые призваны профессионально писать о кино в любых изданиях, так и оставались во ВГИКе в количестве двенадцати человек на курс. И, соответственно, в киножурналистику пришли люди, которые не имели никакого специального образования, чтобы писать о кино. Не имея никакого базиса, они опирались на то, что хорошо рекламируется, на голливудский бизнес-конвейер.
В свою очередь, прокат артхаусного кино - это бизнес-гуманитарная деятельность. На арт-хаусе нельзя зарабатывать - надо как-то любить это дело, разбираться. И поэтому основная часть кинопрокатчиков к этому отношения не имеет. В России все измеряется не эффективностью процентной прибыли, а кучкой денег. У того большая кучка, а у этого еще больше. Тот большую яхту купил, а этот еще длиннее.
[v2]Поэтому арт-хаус -- это не бизнес, это «торговля планктоном». Он, с одной стороны, невидим, с другой стороны, почти никому не нужен. Кто эти люди, которые торгуют планктоном? То ли жулики, то ли сумасшедшие?!
Сделать бизнес на американском инди-хаусе удалось. Там нет языкового барьера и существуют артхаусные сети – независимое кино может выйти в широкий прокат. Но мы живем в другой стране -- в стране дикого государственного капитализма, поэтому здесь инициативы на уровне частной собственности нет. И надо четко понимать, что никто не возьмется показывать авторское самовыражение в кинотеатре, если это чего-то не сулит, а в большинстве случаев не сулит ничего. Окупиться в России арт-кино не может. Оно может здесь заявить себя и сразу побежать на Запад.
Материал подготовлен при поддержке журнала «Сеанс».
Редакция благодарит сеть кофеен Coffee Bean за помощь в организации съемок.