В «Аватаре» Джеймс Кэмерон либо пан, либо пропал. В «Реванше» ищет счастье русская проститутка, а в «Иммигрантах» русский пьяница и венгерский раздолбай не только ищут его, но и находят.
Аватар
Avatar
США, 2009.
Режиссер Джеймс Кэмерон.
В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Джованни Рибизи, Мишель Родригес.
Следующий уикенд, может быть, и не станет главным событием в истории кино, но свое место в календаре памятных дат в любом случае займет. По мировым сборам за выходные будет более или менее понятно, обернется ли «Аватар» грандиозным коммерческим провалом или триумфом. Пафос события Джеймс Кэмерон нагнетал с той же уверенной драматургией, с которой обставил потопление «Титаника» в своей предыдущей картине 1997 года. Сюжет «Аватара» он задумал чуть ли не четверть века назад. Потом писал сценарий и терпеливо дожидался, пока съемочные технологии дорастут до нужного ему уровня. Закончил картину к лету этого года, но отложил премьеру, чтобы дать отсталым кинотеатрам время обзавестись подходящей для просмотра фильма аппаратурой. Бюджет проекта в результате составил порядка $300 млн. При этом, вкладывая в него деньги, студийные боссы покупали кота в мешке, поскольку в подробности Кэмерон их не посвящал. Прогнозировать тут по нынешним временам бессмысленно, но история морпеха-инвалида, который с помощью операций на ДНК становится шустрым синим человечком и отправляется на планету Пандора, кажется, все-таки получилась.
Реванш
Revanche
Австрия, 2008.
Режиссер Гёц Шпильман.
В ролях: Йоханнес Криш, Ирина Потапенко, Андреас Люст.
Добившись некоторых жизненных успехов в австрийском борделе, русская проститутка Тамара заводит производственный роман с Алексом, который в публичном доме и за завхоза, и за шофера, и за «подай-принеси». Обоих заел быт, безысходность и безденежье, и они решают ограбить банк. Параллельно в фильме развивается сюжет из куда более благополучной и небогатой на романтику жизни провинциального полицейского и его жены. Понятно, что этим четверым суждено пересечься. Перед нами сделанный с соблюдением всех пропорций образец европейского артхаусного нуара, где кровь с любовью (и того и другого в кадре хватает) рифмуются четко и обстоятельно. По результатам реванш для героев оказывается неоднозначным -- в особенности для Тамары. Картина претендовала на «Оскар» как лучший иностранный фильм и собрала урожай призов и теплых отзывов на фестивалях.
Иммигранты
L.A. Dolce Vita
США--Венгрия, 2008.
Режиссер Габор Чупо.
В паузе между недурным во многих отношениях «Мостом в Террабитию» и посредственной «Тайной Мунакра» Габор Чупо, как выяснилось, отвлекся от детей и фэнтези и снял взрослый мультфильм (на основе, правда, собственного анимационного мини-сериала, которому студии в 2004 году не дали хода). Есть основания предполагать, что фильм вполне автобиографический. Как в свое время и Чупо, герой Йошка переезжает из Восточной Европы в Лос-Анджелес, где некоторое время влачит знакомый всем понаехавшим бедный и веселый быт. Кругом вращаются совсем неместные пакистанские экскурсоводы с научными степенями, пожилые артистки, юные проститутки и корейские рестораторы. Но самый колоритный из них, что должно быть нам приятно, русский человек Владислав, с которым Йошка снимает квартиру. Тельняшка, шапка-ушанка, водка -- все при нем.