Вдохновенный мордобой демонстрирует фильм «Вороны: продолжение» японского режиссера-хулигана Такаси Миике. Бескомпромиссное сражение двух школьных банд стало фоном для становления сильной лидерской личности.
Истории про становление подростковой личности или «школьное» кино, вышедшее из жанра «роман-воспитание», не стесняется насилия, особенно американское. Сюжетный шаблон всегда примерно один и тот же – неординарный ребенок должен доказать себе и окружающим право на неординарность. Он хорошо играет в баскетбол или крутит нижний брейк, быстро считает или пишет стихи, играет на тромбоне или рисует красоту на бетонных заборах. Так или иначе, мы имеем пред глазами мятущуюся душу, которая в итоге становится гордой общественно полезной единицей.
Герои дилогии Такаси Миике «Вороны» -- «Начало» (вышло два года назад) и «Продолжение» (появилось в прокате только что) – тоже ребята выдающиеся. Но они и не думают об учебе или развитии талантов. Эти парни много курят, пьют, ругаются и дерутся. Собственно, драки – их главное занятие и смысл жизни. И режиссер не видит в этом ничего дурного. Совсем наоборот.
Нельзя сказать, что школа Судзуран, главное место действия «Воронов» -- типичное для Японии образовательное учреждение. Судзуран – это то, что творится в головах японских подростков. Что подтверждает, во-первых, бешеная популярность одноименной манги, сочиненной Хироси Такахаси и разошедшейся тиражом больше 30 млн экземпляров. Во-вторых, и фильм Миике, с условной школой-ристалищем и подростками-бойцами, вовсе не бытовая зарисовка, а крик юной души.
В первой части в Судзуране появляется новый ученик Гэдзи, который собирается утверждаться на новом месте не примерной учебой и прилежанием, а с помощью кулаков. Гэдзи должен стать лидером Судзурана, чтобы доказать свою состоятельность отцу-гангстеру.
И если в «Начале» Миике еще ведет довольно сложную игру в параллельные сюжеты, в которых школьная и гангстерская истории взаимодействуют, то в «Продолжении» сюжетная линия постепенно превращается в пунктир. Проходит этот пунктир через конфликт Судзурана с другой ученической группировкой, объединенной такой же школой-замком Хосен. Сделан этот конфликт вполне в духе старых-добрых самурайских картин.
Гэндзи снова нужно утверждаться в качестве лидера и объединять вокруг себя Судзуран. Только теперь силы уже недостаточно. Завалив лидера, лидером еще не становятся. Вот о чем советует задуматься Миике японским подросткам с большими амбициями. Что, впрочем, не мешает ему заполнять 90% фильма отчаянными драками.
Пожалуй, трудно отыскать в японской, да и в мировой практике фильм, где били бы морды так много, увлеченно, подробно и азартно. В соотношении реплик и ударов слова терпят сокрушительное поражение. Разве можно кому-то что-то толково и убедительно объяснить, не начистив ему рожу.
Подростковое насилие для Миике вовсе не криминальная проблема, которую надо решать. Напротив, он находит в нем поэзию и драму, героизм и самоотверженность. Настоящий мужчина становится личностью, только научившись честно сражаться до конца. И утверждению этой простой мысли Миике, не теряющий, между прочим, здоровой иронии ни при каких обстоятельствах, готов посвятить не одну сотню расквашенных носов и подбитых глаз.