В московский прокат вышел фантастический боевик «Суррогаты». Это фильм, в котором Брюс Уиллис понимает, что быть молодым и гладким хуже, чем пожилым и морщинистым.
На сенсацию, может, никто и не рассчитывал, но все же казалось, что история про суррогаты, которые заменили людей в социальной жизни, достаточно богата для приличного антиутопического боевика. Режиссер Джонатан Мостоу, создатель третьего «Терминатора» и «Ю-571», не вдохновился. Более глупое кино, причем еще и амбициозное, с мощной рекламной поддержкой, давненько не оскверняло мировые экраны.
Один дядька задумал хорошее дело. Смастерил для людей роботов, которыми можно управлять, лежа дома в операторском кресле, и чувствовать при этом все, что чувствует суррогатное тело. Изобретатель имел в виду помощь инвалидам. Однако человечество, которое склонно к оскотиниванию (между прочим, тут Мостоу попал в модный тренд), опошлило хорошую идею и решило полностью заменить себя искусственными телами. Как в интернете: дома в операторском кресле лежит неприбранная баба средних лет или, скажем, заплывший жиром извращенец, а по улице ходят глянцевые граждане и ведут веселую жизнь. В общем, как поется в одной немецкой песенке: «Тело -- босс».
Потом умный дядька понял, какую пакость сделал (повлияла и личная трагедия), и решил подаренную миру игрушку отобрать, а всем подключенным к ней взорвать мозг в буквальном смысле. Глубина содержания и интриги исчерпывается тут принципом «я тебя породил, я тебя и убью».
Казалось, сюжетная завязка тянула на вторую «Матрицу» или хотя бы на ее пародию. Увы. А могло быть еще любопытное кино про силу социальных трендов. Сегодня принято быть технологичным -- ходишь в алюминиевом корпусе, завтра человечным -- отращиваешь дреды и пивной живот. Тема как-то вскользь проходит через фильм, но остроумного развития не находит. Мысли бродят по этому произведению как сироты, заставляя сочинять за сценариста с режиссером, которые гонят их от себя прочь.
В итоге им, да и нам в общем тоже, интересен в этой ситуации только Брюс Уиллис, который играет агента ФБР, выступающего категорически против взрыва мозга, с одной стороны, и в то же время против кукол.
Мы любим Уиллиса за то, что он как никто другой умеет играть усталого героя, который спасает человечество через «не могу» и даже «через не хочу». Посмотрит, прищурившись, с экрана с выражением грусти и презрения, которое оптимисты принимают за сочувствие, и пойдет. Он понимает эту роль, живет ею. Дайте ему приличный сюжет и хорошие реплики, как в «Крепком орешке». И он покажет. Жадный Мостоу не дает.
Впрочем, для Уиллиса появление в «Суррогатах» было не таким уж бесполезным. И агента актера, подкинувшего своему клиенту такой паршивый сценарий, пожалуй, можно не увольнять. Как и у всех в мире суррогатов, у Брюса есть двойник -- гладкий и молодой Уиллис, немножко пластиковый на вид, но зато без единой морщинки и даже не лысый. Но разве можем мы его полюбить как родного, задаются вопросом авторы картины. Риторический вопрос. Крупные планы небритой, помятой, лысой башки Уиллиса со всеми ее морщинками и трещинками должны убедить нас, актера и все человечество, что стареть -- это хорошо и правильно.
Не очень убеждает. Хочется без всякого вреда для здоровья прыгать по крышам машин, плясать до утра в ночном клубе, разбиваться на мотоцикле, драться с оторванной рукой и улыбаться пуле, летящей в голову -- все равно железяка, новую поставят. Хочется, хочется быть вечно молодым суррогатом. Не убедил Уиллис.
Трогательно, что когда далеко не юная пара вышла после сеанса из кинотеатра «Художественный» и неспешной рысцой пустилась в метро, чтобы успеть на поезд, запыхавшийся дяденька с усмешкой жалел, что он не робот.
Редакция благодарит Way To Blue за предоставление видеоролика.