В прокат выходит «Район № 9» -- головокружительный дебют южноафриканского режиссера, спродюсированный создателем «Властелина колец» Питером Джексоном, лучшая боевая фантастика сезона.
На Землю прилетели инопланетяне, о чем нам в прологе с достоверно сдержанным восторгом сообщают в выпуске новостей. Вопреки заведенному в блокбастерах типа «Дня независимости» (а межзвездный корабль прилетел, кажется, оттуда) обыкновению, инопланетные гости демонстрируют робость и вылезать из посудины не спешат. А когда их благожелательно оттуда выцарапывают, оказываются прямоходящими существами, являющими собой поджарую помесь доктора Зойберга из «Футурамы» и саранчи, как если бы та была из биомассы и стали. Манеры поведения у пришельцев соответствующие, то есть оставляют желать много лучшего -- в частности, из всех благ новой для себя цивилизации туристов особенно привлек консервированный кошачий корм.
«Район № 9» по части своей уместности в современном киноконтексте сравним с бодрящим сквозняком, невесть откуда взявшимся в довольно просторном, но при этом затхлом помещении. Картина богата сюжетными и визуальными находками, которые если и не являются абсолютными нововведениями, то совершенно точно навеяны музыкой, давно не звучавшей в головах современных деятелей индустрии. Дебютант-постановщик Нил Бломкэмп родом из ЮАР, не самой, на сторонний взгляд, кинематографически развитой страны на свете. Однако это не тот случай, когда человек, неэтично говоря, сию минуту слез с дерева. На счету у Бломкэмпа запоминающийся рекламный ролик «Ситроена», где машинка превращается в робота-гиганта, и несостоявшаяся экранизация компьютерной игрушки Halo (новичку не рискнули доверить освоение 140-миллионного бюджета). Плюс артхаусная короткометражка «Выжить в Йо'бурге», на которую в свое время обратил внимание Питер Джексон, ставший продюсером «Района № 9».
Дело было на Черкизовском
В начале фильма создатели развивают простую, но занятную мысль, до которой в прочей ненаучной кинофантастике дело обычно элементарно не доходит. Ну вот, скажем, сбывается многовековая мечта идиотов. К нам на огонек действительно заглядывают пришельцы. Причем постановщик направляет их не в популярные для инопланетных маршрутов Лос-Анджелес и Вашингтон, а в хорошо ему знакомую столицу ЮАР Йоханнесбург. И, поскольку они не собираются выжигать окрестности из лазерных пушек (обычно в кино после первого залпа осмысленная часть происходящего скукоживается), встречают самый теплый прием: «Наш дом -- ваш дом, пользуйтесь, живите сколько хотите. Да полно вам, какие хлопоты».
Проходит, однако, год-другой. Увяли цветы, стихли оркестры, съеден хлеб и слизана соль, гости множат антисанитарию, с которой в беднейших африканских районах дела обстоят благополучнее, чем с чем-либо другим. За двадцать лет городские власти устают наблюдать за чересчур самобытным поселком пришельцев. А потому решают убрать приезжих с глаз долой тем же нехитрым способом и с тем же минимумом условностей, что и их московские коллеги в случае с Черкизовским рынком. Руководителем операции по протекции пренеприятного тестя назначается рохля Викус ван дер Мерв. Быстро разочаровавшись в бумажной волоките со сбором подписей на уведомлениях, Викус переходит к комплексным мерам типа сжигания сараев с эмбрионами. Повышенное трудовое рвение, как и в жизни, не доводит до добра. Случайно обрызгавшись какой-то гадостью, герой сначала замечает, что на руках отваливаются ногти, а пальцы норовят превратиться в клешни. Руководство относится к этим переменам скорее с воодушевлением: новые анатомические особенности Викуса помогут наконец освоить оружие пришельцев, под человеческие гены не заточенное.
Плюнет -- поцелует
Дорвавшийся до большого кино Бломкэмп носится от жанра к жанру с заразительным энтузиазмом городской борзой, которую наконец вывезли в лес на охоту. И, как Шарапов в гостях у Горбатого, с легкостью шпарит хоть Моцарта, хоть «Мурку». Снимает инопланетную живность с ручной камеры, как в «Монстро». Играет в провокационную документалистику в манере Саши Барона Коэна, на голубом глазу интересуясь у попадающих в кадр реальных жителей Йоханнесбурга: «Как вы относитесь к свинству инопланетян?». Ненадолго заглядывает на территорию социалки про беженцев, обжитую братьями Дарденн и Майклом Уинтерботтомом. Но тут же, радостно свесив язык, ускакивает в черную комедию. Как и правительство, африканские бандиты заинтересованы в способностях отросшей у Викуса клешни и намерены просто ее сожрать -- в соответствии с известным племенным поверьем о наилучшем способе унаследовать от врага его полезные свойства.
Последние полчаса бал на экране правит термоядерный экшн. Бломкэмп ухватывает по кусочку то из кроваво-ошметочного «Черного ястреба» Ридли Скотта, то из семейного «Инопланетянина» Спилберга (у крошки-инопланетенка имеется пара невозможно трогательных глазок). То из «Трансформеров» Майкла Бэя: шустрый здоровенный робот решен в сиротской эстетике «Кин-дза-дзы». При этом «Район № 9» ничуть не производит впечатления ученического постмодернистского парада чужих достижений (общая болезнь дебютов), но и отлично работает как просто история. Скажем, когда случается типовой для жанрового кино эпизод, в котором перед героем встает морально-нравственный выбор: спасать малознакомого ему в сущности друга или плюнуть, -- действительно, до последней секунды неясно -- плюнет или спасет.