На экраны выходит «Коралина в Стране кошмаров» -- искуснейшая история о том, как порой бывает неприятно попасть в сказку. Вымышленный мир оказывается страшнее реальности, а прекрасная мечта превращается в кошмар.
Девочка Коралина, как и большинство подростков, не слишком довольна своей жизнью. Родители всегда заняты своими делами: вечно отмахиваются, уткнувшись в компьютер, кормят жуткими полуфабрикатами, покупают не ту одежду и никогда, никогда не обращают внимания на ее проблемы.
А проблем -- завались. Семейство Коралины только что переехало в странный, скрипучий, не слишком уютный дом с мокрицами и скучными портретами на стенах. Поиграть не с кем. Соседский мальчик, дурачок-Самоделкин, бродит в тумане и ловит каких-то слизняков. Еще по соседству живет сумасшедший русский мистер Бобинский, который дрессирует мышей. Две старые, тоже с безуминкой актрисы шьют для своих собачек ангельские крылышки и угощают девочку слипшимися конфетами. Вечный дождь и серая скука -- вот что такое реальная жизнь Коралины.
Но однажды ночью она обнаруживает маленькую дверь. И попадает в другой мир. Он очень похож на настоящий. Только гораздо, гораздо лучше. Вроде бы тот же дом, только такой уютный, наполненный чудесными игрушками и говорящими стрекозами. И сад знакомый, только прекрасный, с диковинными растениями и цветущими вишнями. Мама вроде такая же, но симпатичная и заботливая, готовит вкуснейший ужин. Папа летает по прекрасному саду на богомоле и умеет играть на пианино, а не только нервно клацает по клавиатуре. «Мы долго ждали тебя, Коралина», -- приветливо улыбаются другие папа и мама и кормят ее пирожными.
Фильм «Коралина в Стране кошмаров» снят по сказке Нила Геймана («Звездная пыль», «Американские боги»). Он придумывал эту жутковатую, но очень поучительную историю для своих подрастающих дочек. Она о том, как важно быть храбрым, и о том, что смелость -- это не отсутствие страха, а умение, когда тебе жутко, все-таки действовать. Как отец, Гейман, конечно, постарался донести до детей еще одну важную педагогическую мысль: по-настоящему тебя любят не те, кто кормит пирожными.
Это в книге. А вот режиссер Генри Селик сделал кино немного о другом. Дети, конечно, вынесут из приключений Коралины полезную для себя мораль. Но ключевая мысль адресована взрослым: самое страшное наступает тогда, когда твои мечты сбываются. «Бойся своих желаний», -- гласит слоган фильма.
Тут надо сказать, что это тот самый Генри Селик, который снял культовый «Кошмар перед Рождеством» (несправедливо приписанный массовым сознанием Тиму Бертону, выступившему продюсером) и менее знаменитый, но не менее совершенный фильм «Джеймс и гигантский персик». Селик -- потрясающий мастер кукольной анимации, невероятный фантазер, который наполняет каждый кадр тончайшими деталями и визуальными подробностями. Сложно даже сказать, какой из двух миров удивляет больше. Тот, другой, где феерического волшебства и магии хватило бы на десяток фильмов. Или реальный, настолько достоверный, что физически начинаешь чувствовать скуку, которая одолевает Коралину, беспомощность и раздражение, с которыми не могут справиться ее родители, влажный туман, необжитый дом, волнующую притягательность маленькой дверцы, через которую можно сбежать в лучший из миров.
Только вот теперь, после «Коралины в Стране кошмаров», иной раз задумаешься, стоит ли стремиться в этот лучший мир. Или остаться уж здесь, среди чокнутых соседей, несовершенных родственников и вечно плохой погоды. И научиться получать удовольствие от склизкой бурды, приготовленной на скорую руку на ужин. Довольно нетривиальное резюме для сказки.