В Петербурге проходит шестой фестиваль "Кинотанец", который дает возможность увидеть, как неожиданно могут взаимодействовать хореография и кино. Неделю с лишним можно будет смотреть эксперименты с камерой и монтажом от лучших балетмейстеров мира. В 14 программах примут участие 45 фильмов режиссеров из 17 стран.
Программа «Кинотанца» обычно строится не на демонстрации банальных «фильмов-балетов», а на зрелищах совершенно уникальных. Камера позволяет деформировать тело, а движения показать под неожиданным углом зрения. По изощренности находок эти фильмы дадут фору многим каннским лауреатам. Любознательного зрителя ждут изобилие самых невероятных ракурсов, игры с монтажом и прочие чисто киношные фокусы. Поскольку искусство это весьма изощренное и редкое, отобрать программу фестиваля -- работа не из легких. Тут требуется обнаружить гармоничную и неординарную игру кинематографической и хореографической форм. В этом году фильмы-танцы в программе фестиваля не то чтобы сведены к минимуму. Они, скорее, просто составляют его часть, но не делают всю программу.
Длится фестиваль долго -- больше недели. И в программе -- чего только нет. Тут и живые саундтреки к немым фильмам, и видеозаписи спектаклей, и документальные картины о танцовщиках. Организаторы делают ставку на изобилие и широкий охват. Слоганом фестиваля даже стала фраза «Хореография в кинематографе во всех ее проявлениях».
В довесок к разнородным киноэкспериментам в программе появились еще и, так сказать, смежные жанры. Еще до официального открытия «Кинотанца» показали часть его программы -- видеоинсталляцию «Из точки А в точку B». Построена она на своеобразной экстремальной форме танца -- паркуре. Открылся фестиваль и вовсе к танцу никак не относящимися, но все же приятными выступлениями американской группы Alloy Orchestra, которая «живьем» играет саундтреки к шедеврам немого кино. Музыканты выступают в качестве таперов на показах канонических немых картин: «Человека с киноаппаратом» Вертова и «Генерала» Бастера Китона. Но это можно считать своеобразным приятным бонусом к фестивалю -- привязать показы немых фильмов к «Кинотанцу» даже концептуально не очень получается. Наконец, одна из программ фестиваля -- дайджест известного смотра короткометражного кино в Клермон-Ферра. Тут речь тоже идет не столько о танце, сколько о видеоарте.
В остальном же программа выглядит вполне гладко. На «Кинотанец» привезут все лучшее, что есть в современном танце. Будут ретроспективы Пины Бауш, Алана Плателя, Джозефа Наджа, Иржи Килиана, Анжелена Прельжокажа. Кажется, никого из ведущих хореографов не забыли. И, что важно, покажут не только видеозаписи постановок, но и именно специально снятые фильмы, то есть эксперименты именитых хореографов с пленкой. Так что формат фестиваль не меняет, скорее, как говорится, расширяет сферы влияния. Как и обещал.