Ретроспективный показ работ Лотте Райнигер -- редкая возможность увидеть само зарождение мультипликации как искусства. Ее необыкновенные силуэтные фильмы, снятые в 20-30-х годах прошлого века, – это не только история анимации. Но и рассказ об одном из самых интересных, плодотворных и трагических периодов в истории культуры вообще.
«Силуэтная девочка»
Девочка из хорошей немецкой мещанской семьи, «где не было ни одного деятеля искусства», с детства мечтала стать актрисой. Она работала статисткой в театре и наблюдала за игрой больших актеров. А потом вырезала из бумаги их силуэты – этим редким мастерством она овладела еще ребенком. Когда руководитель театральной студии, где училась Лотте, увидел ее работы, он немедленно связался со своими знакомыми кинематографистами и сказал: «Возьмите эту силуэтную девочку к себе, она будет делать с вами ваш фильм». Свой первый фильм «Узор влюбленного сердца» Лотте Райнигер сделала в 19 лет.
Надо сказать, что Германия, где родилась и жила в то время Райнигер (позже она бежала от фашистского режима в Англию), в 10-20-х годах не была, что называется, анимационной страной. В ту пору анимацией активно увлекались французы, а в США уже начиналась эра Диснея. Немецкие же кинематографисты вовсю экспериментировали в игровом кино. «Поле нашей деятельности было целиной, и мы испытывали радость исследователей, продвигающихся по незнакомой стране. Это было замечательно», -- вспоминала об этих годах Лотте.
Будучи в свое время (а это было время повсеместного поиска новых форм) довольно известным и признанным художником, она входила в круг самых модных деятелей искусства. Но Лотте не была авангардисткой в обычном смысле этого слова. При этом многие вещи, которые Райнигер придумала и воплотила, еще долгие годы считались новаторскими и даже революционными.
В основе ее «силуэтной» техники лежит старый добрый театр теней. Спектакли с подвижными картинками Лотте смотрела в детстве: тени марионеток, подсвеченные свечей, оживали на экране -- принц мог поклониться, приглашая Золушку на танец. Но в общем-то это все, на что он был способен.
Фигурки, вырезанные Райнигер для ее фильмов, жили полной жизнью. Порой они состояли из нескольких десятков деталей, скрепленных ниткой. При этом в одном фильме действовали десятки персонажей. Из бумаги же вырезались декорации -- ажурные и многослойные, отлично передающие ощущение перспективы. Ювелирное, невероятно трудоемкое и требующее редкого таланта искусство. Все силуэты, каждую деталь она резала сама из тонкого свинца или бумаги. И до конца своей долгой жизни не изменяла силуэтам.
И ее искусство завораживает. Но что интересно, дальнейшего развития техника силуэта в анимации не получила. Разумеется, во многих работах мы можем видеть влияние Райнигер, но прямых последователей у нее почти нет. Разве что француз Мишель Осело, чьи «Принц и принцесса» сделаны в той же манере.
«Это очень сложная техника -- и технически, и главное, эстетически, -- объясняет Мария Терещенко, специалист по анимации. – Ведь это малоинформационный материал: силуэт не передает мимики, ограничен в движении. И нужен очень специальный, редкий талант -- такой, как был у Лотте Райнигер, чтобы все это оживить. С этой точки зрения Райнигер скорее выдающаяся рукодельница, художница, чем режиссер».
От трюка к искусству
«Приключения принца Ахмета» Лотте Райнигер снимала три года. Вместе с ней на самодельном станке работали еще четверо. Они жили в мансарде и творили на деньги банкира-мецената, который так понравился Лотте, что именно его внешность она подарила Принцу Ахмету.
Фильм был закончен в 1926 году. И на сегодняшний день он считается первым европейским полнометражным анимационным фильмом. И это не просто информация из области рекордов, а важный этап в становлении анимации как искусства.
«Ведь изначально анимация была лишь трюком, фокусом с камерой. Довольно долго она существовала только как вспомогательный элемент для игрового кино, -- рассказывает Мария Терещенко. -- Даже спустя десятилетие, когда Дисней в 1937 году делал свою «Белоснежку», ему пророчили полный провал: никто не будет смотреть целый час на рисованных персонажей».
Кроме того, можно сказать, что здесь впервые в основу мультипликационного фильма лег сказочный сюжет, сделанный по мотивам «Тысячи одной ночи».
Одним словом, для своего времени это была очень рискованная, по-настоящему революционная затея. Которая могла прийти в голову только очень одержимым людям.
«Приключения принца Ахмета» имели ошеломительный успех: зрители были в восторге, критики называли его «идеальным, совершенным фильмом». Но шел он, тем не менее, недолго – во время войны были утеряны негативы и полноценно этот шедевр был восстановлен совсем недавно.
«Сказкам я верю даже больше, чем газетам»
Если «Принца Ахмета» редкие зрители могли видеть на Большом фестивале мультфильмов, то короткометражки Лотте Райнигер, снятые в 20-30-х годах, известны вообще только самым тонким ценителям. Они поражают продуманными и очень остроумными сюжетами. А музыкальные фильмы, которые режиссер снимала в 30-е (в частности, «Кармен» и «Папагино», которые будут представлены в программе), вообще намного опередили свое время.
За свою долгую жизнь (1899-1982) Райнигер сняла около 70 фильмов. В 50-х годах она даже делала для «Би-би-си» целую сериею сказок, но вскоре это сотрудничество прекратилось. Как всякий человек, склонный к кропотливой работе, она была перфекционисткой и страдала, когда сроки были важнее творческого процесса.
Нельзя сказать, что имя Райнигер вообще выпало из истории анимации. Периодически о ней вспоминали, награждали, брали интервью. Но о том, какое место занимала эта женщина в становлении мультипликации как искусства, в развитии авторского кино, заговорили только сейчас.