27 сентября в московском «Библио-Глобусе» представили «Собрание сочинений» сценаристов Петра Луцыка и Алексея Саморядова - самобытного литературного дуэта авторов, чьи тексты своей силой и образностью создавали удивительные кинокартины, все еще не в полной мере оцененные современниками.
Как жизнь дуэта представляла собой череду приключений, так и презентация, по словам одного из организаторов встречи Игоря Храмова, президента Оренбургского благотворительного фонда «Евразия», не обошлась без мистики и неожиданностей.
За полчаса до презентации первую партию книг в «Библио-Глобусе» уже раскупили, а состав гостей – друзей, коллег, знакомых сценаристов – желающих рассказать о своих впечатлениях о Леше и Пете, как чаще называли не признающих помпезности самородков, менялся каждую минуту.
Вряд ли можно привести еще столь яркий пример, когда имена сценаристов идут вровень, а то и впереди с работами, снятыми по их текстам. Но даже небольшой ролик-попурри, представленный фондом «Евразия», собранный как мозаика из кадров кинофильмов, завораживал не столько видеорядом, сколько мастерски отточенным текстом, который и ведет за собой «картинку». Слова и диалоги Луцыка и Саморядова, кажется, можно пробовать на вкус, трогать, наслаждаться и снова и снова возвращаться, чтобы уловить неощутимые с первого знакомства оттенки смыслов.
Вкус слова – без прикрас
О том, как непросто, порою мучительно, с надрывом, но и с удовольствием шла работа над текстами в творческом тандеме, рассказала Евгения Луцык, радовалась, что память о сыне и его оренбургском друге жива.
«Ребята были одержимы не своей славой, а ритмом текста, силой слова, разворачивали сюжет, проживая его, пропуская через себя. Возможно, поэтому смешная история, что фамилия Луцык часто была оттитрована как Луцик – от того, что на такие «мелочи» как собственные имена в титрах фильма сценаристы внимания не обращали. А если говорить о Пете, - отметила Евгения Константиновна, то впервые мы обратили внимание на его «игры со словом» еще в школе. «На улице Энгельса, дом номер пять, родился мальчишечка, начал кричать» - такой незатейливый стих возник в Пети в шестом классе – «на рождение брата». Коротко и по сути – именно так охарактеризовал особенность нашего школьника учитель литературы, на уроках которого Петя мог «в кратком переводе» пересказать одноклассникам многотомные книги. Слова увлекали его, тексты становились игрой».
По воспоминаниям коллег, именно объединение в творческий союз весьма организованного, тщательного в работе Петра Луцыка и органичного в работе с текстом, увлекающегося словом взахлеб Алексея Саморядова, помогло дуэту отточить мастерство и «филигранить» каждое слово.
«Я учился у Агишева и Туляковой, но закончил мастерскую Саморядова, - рассказывал Петр Луцык в одном из немногочисленных интервью. - Леша знал все. Писал сорок вещей сразу и ничего не мог бы закончить, если б мы не садились вместе и не приводили все это в порядок. А может, и не надо было этого делать. Я ему сто раз говорил — зачем тебе это кино? Сиди себе, пиши... У нас с ним по три «Ники» - а за что? За плохие фильмы?»
Этим можно гордиться
Предисловием к книге стал рассказ Алексея Быкова, познакомившегося с талантливыми сценаристами буквально за три дня до трагической и нелепой гибели Алексея Саморядова на молодежном кинофоруме в Ялте. То, что сделали эти два самородка, по словам Быкова – уникально, они смогли создать нового героя. Не вереницу диалогов, планов, линий, а именно вот так поставить в центр всего героя – с характером, судьбой и своей жизнью.
С этим вкусно работать
О том, как непросто давалась работа над текстом «Сказки о том, что мы можем, а чего нет» рассказал на презентации режиссер спектакля, поставленного МХТ им. А.П. Чехова, Марат Гацалов. Ведь в тех ставших знаменитыми четырех комнатах, где в каждой своя жизнь и свои диалоги, сюжетом управляет текст Луцыка-Саморядова, который сам по себе необходимо не просто «взять в работу», но и понять и пронести через действие.
Актерско-режиссерская команда Российского академического молодежного театра во главе с музыкантом и исполнителем Петром Наличем сыграла перед собравшимися фрагмент из спектакля «Северная Одиссея» Екатерины Гранитовой и спела заглавную музыкальную тему «Еду далеко».
Этим нужно жить
На удивление, но, когда к издателям книги в 2004 году обратились с просьбой установить в Оренбурге мемориальную доску в память о сценаристах Луцыке и Саморядове, эти имена не вызвали особых эмоций. Возник лишь вопрос «А кто это?» И правда, новая волна оглушительной славы настигла героев кино 90-х уже после их ухода – новое поколение узнавало их по фильмам, поставленным после смерти великих сценаристов.
Фонд «Евразия» по крупицам восстанавливает славу великих уроженцев оренбургской земли и тех, кто связан с этим регионом – а в этом ряду не только герои презентации, но и Гагарин, Ростропович, Энтин, Дуров, Стругацкие, Ряшенцев. Ведь даже ту первую мемориальную доску, от которой начат отсчет возвращения оренбуржцам памяти о дуэте сценаристов, смогли установить лишь при участии их ВГИКовского «Мастера» Одельши Агишева, которому пришлось вооружиться письмом от Никиты Михалкова.
С тех пор многое удалось сделать – в 2004 году в Оренбурге на школе № 1, где учился Алексей Саморядов, установлена мемориальная доска в его честь, его имя носит улица в Оренбурге. С 2010 года в рамках Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге вручается губернаторский приз им. А. Саморядова «за лучший сценарий».
В этом году (а 2016-й год – Год кино) «звезды сошлись» правильно, и книга увидела свет буквально в дни фестиваля. По приглашению фонда «Евразия» в Оренбург приезжала сестра Алексея Саморядова Анна, стал гостем фестиваля обладатель «Ники» и «Золотого орла» за лучшую мужскую роль в фильме «Дикое поле» по сценарию Луцыка-Саморядова Олег Долин.
Издание «Собрания сочинений» Петра Луцыка и Алексея Саморядова в Год кино стало возможным, по словам Игоря Храмова, благодаря поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Федеральная целевая программа «Культура России») и Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области.
Но… до последнего дня «Евразия» пыталась найти знаменитый сценарий к фильму «Гонгофер» Бахыта Килибаева, увы, тщетно. А это значит, что история Пети Луцыка и Леши Саморядова получит свое продолжение. И презентованное «Собрание сочинений» - еще далеко не точка в исследовании творчества этих самобытных мастеров слова.