Следственный комитет России завершил расследование катастрофы 20 марта 2014 года в аэропорту Внуково, когда падение французского самолёта «Falcon-50ЕХ» привело к смерти трех членов экипажа и пассажира – главы нефтегазовой компании «TOTAL» Кристофа де Маржери.
Перед судом предстанут шесть обвиняемых: руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер руления Надежда Архипова, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, осуществлявшей под контролем инструктора непосредственное управление экипажем французского самолета, а также работники аэродромной службы ОАО «Аэропорт Внуково» – водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и старшей сменный инженер Владимир Леденев.
Их обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц).
Следствие установило, что непосредственной причиной крушения самолета послужило столкновение при взлете со снегоуборочной машиной, которая под управлением Мартыненко, выехала в нарушение правил на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны Леденева.
Дополнительными факторами, послужившими причиной катастрофы, явились нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Дунаева, Архипова, Кривсун и Круглова. При наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы их рабочие места, обвиняемые ненадлежаще исполняли свои обязанности, нарушили авиационные правила и в результате о движении спецмашины в сторону взлётно-посадочной полосы, а в последующем выехавшей на траекторию движения воздушного судна не сообщили пилотам, осуществлявшим взлёт, о возникшей на их пути опасности. В связи с этим пилоты не имели возможности принять меры к предотвращению столкновения воздушного судна с препятствием. При этом диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий.
«Расследование данного уголовного дела было осуществлено в кратчайшие сроки – в течение пяти месяцев, что является достижением не только для следственной практики Российской Федерации, но и мирового расследования авиационных катастроф, которые, как правило, длятся от 3 до 10 лет», – отмечается в сообщении СК РФ.
Основными доказательствами вины являются показания самих обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, специалистов, многочисленные протоколы следственных действий, заключения авиационно-документальных судебных экспертиз.
В настоящее время 6 обвиняемых и 14 их защитников завершили ознакомление с материалами уголовного дела, составляющего 68 томов, более 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам следственных действий.
Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело передано в Генеральную прокуратуру России для рассмотрения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд для рассмотрения по существу.