МАК установил, что в кабине разбившегося самолета Леха Качиньского находились лица, которые не были членами экипажа. Навигационные системы Ту-154 работали нормально, пилоты были предупреждены о плохой видимости, но все равно пошли на посадку.
Глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина заявила, что теракта на самолете президента Польши Леха Качиньского не было. «Технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей», -- сказала она.
По ее словам, на самолете была включена система предупреждения о столкновении с землей TAWS, работоспособна была и навигационная система GNSS. «Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома Смоленск-Северный, а также от экипажа самолета Як-40 минобороны Польши, который произвел посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы», -- сказала глава МАК, добавив, что смоленский аэродром был пригоден для приема Ту-154.
В кабине были посторонние
Анодина отметила, что в кабине самолета находились лица, не являющиеся членами экипажа. «Голос одного точно идентифицирован, другой или другие подлежат дополнительной идентификации польской стороной. Это важно для расследования», -- сообщила она, добавив, что все обстоятельства и причины катастрофы будут установлены «объективно и открыто».
Пилоты знали о плохой видимости
По данным председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, за четыре минуты до посадки экипаж самолета был проинформирован о видимости в 200 м в районе аэродрома Смоленска, но пилоты совершили пробный заход на посадку.
«В ходе полета экипаж неоднократно информировался о погодных условиях хуже установленного минимума. Диспетчер дважды предупредил экипаж о наличии тумана, видимости 400 метров, и что условий для приема нет», -- подчеркнул Морозов.
Он добавил, что «в процессе предполетной подготовки экипаж получил под роспись метеоданные, которые включали в себя фактическую погоду и прогноз по аэродрому вылета, запасным аэродромам, прогноз погоды по маршруту полета». «Фактической погоды и прогноза, актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения Смоленск-Северный экипаж не имел», -- сказал Морозов.
По его словам, первое предупреждение система сближения с землей выдала за 18 секунд до падения. За 1100 м до взлетно-посадочной полосы самолет столкнулся с деревом и через несколько секунд разбился. Разрушений до столкновения с препятствием не было.
Расследование
Глава МАК отметила, что «выполненный объем работ по расследованию катастрофы, высокий профессионализм специалистов технической комиссии и привлеченных экспертов дают уверенность в том, что причины катастрофы будут установлены в максимально сжатые сроки без ущерба качеству».
«Техническая комиссия проделала беспрецедентный по мировой практике объем работы -- она работает практически круглосуточно, без праздников и выходных. Эксперты находятся в психологически сложном положении», -- сказала она, отметив, что «задача должна быть решена независимо от эмоций и каких-то обстоятельств».
«Мы высоко ценим, что с самого начала расследования мы имеем поддержку коллег из США, государств Евросоюза, которые не сомневаются в независимости, объективности и профессионализме комиссии», -- добавила глава МАК.
Анодина отметила, что окончательный отчет будет передан в государственные комиссии и генеральные прокуратуры России и Польши, будут разработаны рекомендации, чтобы подобные трагедии не повторились.
Польша довольна расследованием
По ее словам, «с первого дня польские специалисты участвуют во всех аспектах расследования, имели и имеют доступ ко всем необходимым материалам».
Уполномоченный представитель Польши Эдмунд Клих заявил, что проблем взаимодействия с МАК нет. «Мои представители, советники, аккредитованные с самого начала расследования, принимали участие в исследованиях голосов в кабине пилота, в настоящее время уточняют некоторые записи. У нас имеется полная запись информации», -- сказал Клих, добавив, что «информация поступает не так быстро, как хотелось бы, поскольку самолет Ту-154 принадлежал военно-воздушным силам Польши и некоторые документы имеют гриф секретности».
Ранее представители правительства Польши отметили, что довольны ходом и качеством расследования. «Польская делегация выразила удовлетворение ходом проведения расследования в соответствии с международными правилами и стандартами, а также большим объемом работ, выполненным в сжатые сроки», -- говорится в сообщении пресс-службы МАК от 24 апреля.
Бортовые самописцы
Глава МАК заявила, что в ближайшее время копии записей бортовых самописцев с самолета могут быть переданы Польше. Обычно они находятся в комиссии по расследованию до тех пор, пока не будет готов окончательный отчет, но в этом случае может быть сделано исключение.
«Если будет решение главы правительства России, МАК готов провести все процедуры по передаче -- я подчеркиваю -- копий аварийных самописцев», -- сказала Анодина.
Сотрудничество
СКП России заявил, что ожидает от Польши передачи материалов по звонкам и sms пассажиров Ту-154. «В рамках запроса об оказании международно-правовой помощи по уголовному делу следователи следственного комитета запросили и ждут в ближайшее время от польской стороны сведения о входящих и исходящих телефонных соединениях всех находившихся в самолете Ту-154М в момент катастрофы», -- говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
«Российские следователи ожидают от польской стороны получения расшифровки данных одного из бортовых самописцев, переданного ранее польским специалистам. Следствием запрошен ряд других документов и проведение следственных действий на территории Польши», -- отметили в СКП.
Катастрофа
Лех Качиньский, его супруга и 94 высокопоставленных военных, политических и религиозных деятелей погибли 10 апреля в авиакатастрофе под Смоленском. Польская делегация направлялась на мемориал в Катынь. Президентская чета была похоронена 18 апреля в усыпальнице под Башней Серебряных Колоколов в кафедральном соборе краковского королевского замка Вавель.