Система предупреждения о столкновении с землей (TAWS) работала в полете на борту польского Ту-154. Однако по данным польских пилотов, TAWS дает ошибочный результат в российской системе измерения высоты по атмосферному давлению от взлетно-посадочной полосы, а не от уровня моря. Тем не менее в кабине Ту-154 были установлены также три высотомера, а диспетчеры сообщали пилоту об отклонении ниже глиссады.
На самолете президента Польши Леха Качиньского, который разбился 10 апреля под Смоленском, была включена бортовая система предупреждения столкновения с землей (TAWS). Представители Межгосударственного авиационного комитета опровергли версию польских военных летчиков, что оборудование было отключено из-за несовместимости с российскими системами измерения.
"По полученным данным расшифровки аварийных самописцев, система TAWS в полете на борту самолета была включена", -- сказали в МАК агентству "Интерфакс".
Сообщения о несовместимости установленного оборудования TAWS на польском Ту-154 с российской системой измерения атмосферного давления представители авиазавода "Авиакор" в Самаре комментировать отказались, сославшись на то, что установку оборудования контролирует авиапроизводитель -- ОКБ им. А. Н. Туполева.
«Практически все установленное на Ту-154 оборудование импортного производства, аналогичное тому, что устанавливают на Boeing и Airbus, -- отметили Infox.ru в пресс-службе «Авиакора». -- На самолете Ту-154М было самое современное пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в системе точной зональной навигации P-RNAV Европейского региона по требованиям RNP-1».
Несовместимость
Накануне в эфире польской радиостанции RMF FM полковник ВВС Польши в отставке Томаш Петржак предположил, что установленная на борту Ту-154 система раннего предупреждения столкновения с землей (TAWS) была заблокирована из-за невозможности использования на аэродроме в Смоленске.
По словам Томаша Петржака, подобная система успешно работает только при условии, что атмосферное давление измеряется по уровню моря (QNH), а не по уровню от порога взлетно-посадочной полосы (QFE) -- такая система измерения принята в России. «Все карты и базы данных для этой системы построены именно по уровню моря, а не по давлению на аэродроме», -- отметил Петржак.
Однако на российском аэродроме действует система значений QFE, которые не соответствуют действительности в системе TAWS. Томаш Петржак добавил, что по инструкции использование TAWS запрещено при измерении высоты по атмосферному давлению от уровня земли, поскольку в этом случае TAWS будет давать неверную информацию.
Системы раннего предупреждения информируют летчика о приближении холмов, мачт и других препятствий. Система TAWS (Terrain Avoidance Warning System) выдает экипажу информацию о недопустимо высокой скорости снижения, опасной близости земли, потере высоты после взлета, отклонении ниже глиссады, характере опасного рельефа земной поверхности в направлении полета и опасном сдвиге ветра.
Напомним, что 10 апреля Ту-154 с членами польской делегации при заходе на посадку на аэродроме в Смоленске оказался почти на 50 м ниже глиссады и отклонился от курса на 45 м, в результате чего после снижения с большой вертикальной скоростью не смог успешно выйти на взлетный режим и столкнулся на высоте 8 м с березой на расстоянии 1050 м от взлетно-посадочной полосы. После столкновения с деревом у самолета оторвало крыло, он врезался в другое дерево, перевернулся и развалился на части.
Помимо системы TAWS в кабине Ту-154 были установлены три высотомера, позволяющие определять высоту самолета с погрешностью примерно 10 м.
Ранее другой ушедший в отставку летчик ВВС Польши Гжегож Петрущук, который пилотировал президентский Ту-154 в Тбилиси в 2008 году, отметил, что, по его мнению, причиной катастрофы могла стать ошибочная интерпретация пилотом Аркадиушем Протасюком данных диспетчера об атмосферном давлении в районе аэродрома при определении высоты полета.
Разговоры почти расшифрованы
Накануне в Москву из Смоленска было доставлено радионавигационное оборудование с разбившегося Ту-154. С участием польских специалистов будет исследована работа системы TAWS, а также системы спутниковой навигации (GNSS) американского производства на предприятии-изготовителе в США.
"Завершается работа по идентификации голосов членов летного экипажа, в которой принимают также участие польские специалисты и пилоты", -- подчеркнули в Межгосударственном авиационном комитете. Напомним, что расшифровке голосов в кабине мешал сильный шум. Ожидается, что стенограмма разговоров пилотов с диспетчерами и членами экипажа будет оцифрована и передана в Польшу в течение двух недель, после чего по согласию российской стороны данные могут быть обнародованы. Об этом сообщил накануне генпрокурор Польши Анджей Шеремет.
Техническая комиссия на месте катастрофы уже завершила работу и вернулась в Москву. Теперь следователи изучают положение пилотов в кабине, динамику полета, а также документацию по ремонту самолета, который был проведен в ОАО "Авиакор-авиационный завод" в декабре прошлого года.
Уже допрошены руководитель полетов на аэродроме Смоленска, а также сотрудники аэродрома и очевидцы событий -- всего более 50 человек. Опознаны все погибшие в катастрофе пассажиры и члены экипажа.