Система раннего предупреждения о столкновении с землей на польском Ту-154, вероятно, была отключена из-за особенностей системы измерения высоты, принятой в России. Об этом сообщил бывший командир 36-го авиаполка Польши Томаш Петржак. Другой пилот польских ВВС, летавший с президентом Польши, считает, что при полете в Смоленск экипаж ошибся при установке атмосферного давления на аэродроме, из-за чего снизился до предельно малой высоты.
Установленная на борту Ту-154 система раннего предупреждения столкновения с землей (TAWS), по мнению полковника ВВС Польши в отставке Томаша Петржака, командовавшего 36-м авиаполком, была заблокирована из-за невозможности использования на аэродроме в Смоленске.
По словам Томаша Петржака, подобная система работает только при условии, что атмосферное давление измеряется по уровню моря (QNH), а не по уровню от порога взлетно-посадочной полосы (QFE) -- такая система измерения принята в России.
«Все карты и базы данных для этой системы построены именно по уровню моря, а не по давлению на аэродроме», -- отметил Петржак.
Однако на российском аэродроме действует система значений QFE, которые не соответствуют действительности в системе TAWS. Томаш Петржак добавил, что по инструкции использование TAWS запрещено при измерении высоты по атмосферному давлению от уровня земли, поскольку в этом случае TAWS будет давать неверную информацию. Он отметил, что такие системы используются на «Боингах» и «Аэробусах».
Помимо системы TAWS в кабине Ту-154 были установлены три высотомера, позволяющие определять высоту самолета с погрешностью примерно в 10 м.
Томаш Петржак добавил, что окончательно на этот вопрос может ответить только комиссия по расследованию причин крушения.
Сам Петржак еще в 2008 году ушел в отставку, так и не дождавшись обновления авиапарка в президентском летном полку. «Я ждал новые самолеты одиннадцать лет, но ничего сделано не было», -- отметил он, добавив, что в течение двух лет в авиапарке Польши истекает срок ремонта воздушных судов. Особенно, по его словам, необходима замена самолетов Як-40. «Речь идет о безопасности первых лиц государства. Нужны немедленные меры», -- отметил он.
Ранее другой ушедший в отставку летчик ВВС Польши Гжегож Петрущук, который пилотировал президентский Ту-154 в Тбилиси в 2008 году, отметил, что, по его мнению, причиной катастрофы могла стать ошибочная интерпретация пилотом Аркадиушем Протасюком данных диспетчера об атмосферном давлении в районе аэродрома при определении высоты полета.
Напомним, что, согласно предварительным данным, Ту-154 опустился ниже глиссады примерно на 50 м, отклонился от посадочного курса на 45 м и врезался в дерево на удалении 1050 м от взлетно-посадочной полосы. Пилот совершал посадку в экстремальных условиях при видимости от 150 до 400 м, тогда как минимальные условия для успешной посадки составляют на аэродроме в Смоленске 1000 м.
Представители самарского авиазавода «Авиакор», где Ту-154 проходил последний капитальный ремонт зимой прошлого года, заявили, что на борту Ту-154 было установлено самое современное пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в системе точной зональной навигации P-RNAV Европейского региона по требованиям RNP-1.
МАК: расшифровки синхронизированы
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета синхронизировала по времени информацию параметрического и речевого самописца с учетом данных, полученных с диспетчерского магнитофона и результатов расшифровки эксплуатационных бортовых регистраторов, говорится в официальном сообщении МАК, опубликованном в четверг.
В Москву доставлены сохранившиеся фрагменты радиоэлектронного и навигационного оборудования самолета для проведения дальнейших исследований, а также носитель информации наземных средств объективного контроля.
«Российские и польские специалисты продолжают работу по протоколированию переговоров экипажа. Начат двусторонний перевод прослушанной информации с привлечением квалифицированных переводчиков», -- говорится в сообщении ведомства.
Специалисты рассчитывают траекторию полета самолета в пространстве с учетом базы данных земной поверхности, материалов аэрофотосъемки и геодезических измерений.
Первый этап работы по составлению схемы авиакатастрофы уже завершен. Специалисты готовят доклад о результатах работы технической комиссии.