Генпрокуратура проверит сертификаты соответствия пассажирских вагонов «Невского экспресса». Ранее эксперты высказывали предположения, что ненадежные крепления кресел могли стать причиной тяжелых травм, полученных пассажирами подорванного экспресса.
Генеральная прокуратура России намерена проверить обоснованность выдачи сертификатов соответствия на пассажирские вагоны поезда «Невский экспресс», при подрыве которого 27 ноября погибли 26 человек, свыше 90 получили ранения.
«Генпрокуратура России проведет проверку в Росжелдоре на предмет соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах, в связи с крушением «Невского экспресса», -- говорится в распространенном в пятницу сообщении ведомства.
Проверка в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и государственном учреждении «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» пройдет в связи с крушением в результате подрыва 27 ноября поезда «Невский экспресс», уточнили в ведомстве.
Специалисты ранее высказывали предположения, что недостаточно надежные крепления багажных полок, сидений и других деталей могли повлиять на число пострадавших при крушении, так как на скоростных поездах такие крепления должны быть усиленными.
Сомнения в надежности
«По имеющейся в настоящее время информации, из-за резкого торможения в пострадавших вагонах значительная часть пассажирских сидений была сорвана с креплений, а перегородки разрушены», -- отмечается в сообщении.
Вагоны «Невского экспресса» получили сертификаты три года назад. Представители Тверского вагоностроительного завода заявляли, что вагоны соответствовали нормам безопасности. «Вагоны «Невского экспресса» соответствовали ГОСТу, -- сообщил ранее Infox.ru заместитель главного конструктора ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Олег Кравченко. -- Они прошли все необходимые испытания в штатных ситуациях. Все вагоны соответствовали требованиям технического сертификата для пассажирских вагонов».
Обычно вагоны тестируются на сжатие и растяжение, устойчивость к статичным нагрузкам. Однако так называемых краш-тестов и испытаний на воздействие взрывной волны вагоны и локомотивы не проходят. Нештатные ситуации просчитать трудно, в некоторых случаях используются математические расчеты и моделирование.
В случае «Невского экспресса» эксперты отмечали, что конструкции пострадавших вагонов при крушении сохранили форму, однако внутри с мест были сорваны закрепленные элементы, в том числе кресла, багажные полки, двери. При этом формально предъявить по этому пункту претензии затруднительно, так как техрегламент не содержит четких требований к нагрузке на крепления.
Испытания прошли успешно
Кресла вагонов во взорванном «Невском экспрессе» до установки успешно прошли двухступенчатые испытания на прочность, говорится в заявлении Тверского вагоностроительного завода, изготовителя вагонов, использовавшихся в составе «Невского экспресса».
«По поводу изложенного считаем необходимым сообщить следующее. Вагоны, которые используются в составе скорого поезда «Невский экспресс», созданы по заказу ОАО РЖД, произведены на Тверском вагоностроительном заводе двумя партиями в 2001 и 2006 году. При проектировании вагонов учитывались действующие нормы безопасности для подвижного состава и проводились необходимые комплексные испытания (в том числе испытания на прочность при соударении, пожарную безопасность и т. д.). Использованные в конструкции вагона кресла прошли двухступенчатые прочностные испытания -- вначале отдельно, а затем в составе вагона», -- говорится в заявлении, распространенном сегодня пресс-службой завода.
Конструкция кресел рассчитывалась на воздействие нормируемых нагрузок в соответствии с требованиями документа «Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)». Результаты испытаний, проведенных в 2005 и 2006 году, положительные. На вагоны был получен сертификат соответствия, разрешающий эксплуатировать их на путях общего пользования, говорится в заявлении.
«Нормативное ускорение, на которое рассчитывается конструкция внутреннего оборудования вагона, включая кресла и узлы их крепления, принимается равным 4 g (39,2 м/с2). По экспертной оценке, во время аварии «Невского экспресса» перегрузка достигала величины более 12 g, то есть превышала нормативную втрое. Это и стало причиной разрушения кресел -- вагон не рассчитан на такие нагрузки», -- сказано в заявлении.