Минздравсоцразвития не подтверждает первый случай гибели от свиного гриппа в России. Роспотребнадзор опубликовал подробную историю болезни медсестры из Подмосковья. Несмотря на высокие титры антител к вирусу свиного гриппа, комиссия Минздрава решила, что женщина умерла от тяжелой формы пневмонии, а не от свиного гриппа. Ученые с этим не согласны. Они говорят о десятках тысяч больных.
Роспотребнадзор вслед за Минздравом России опроверг данные о первом в стране случае гибели заболевшего свиным гриппом. «Мы не подтверждаем эту информацию», -- сообщили Infox.ru в пресс-службе ведомства. По их официальным данным, в России зафиксирован 381 случай заболевания свиным гриппом.
Тем не менее история смерти одной из московских медсестер, умершей после возвращения из Болгарии, вызвала скандал в научно-медицинских кругах.
История болезни
Согласно официальной версии, женщина скончалась от тяжелой формы пневмонии.
«Больная М., проживавшая в Московской области, 3 августа 2009 года вернулась из Болгарии, где находилась на отдыхе (там зарегистрировано 66 заболевших свиным гриппом), -- сообщили в Роспотребнадзоре. -- 8 августа она была госпитализирована в пульмонологическое отделение ФГУ 1273 ВГ МВО Минобороны в Наро-Фоминске с диагнозом острая правосторонняя нижнедолевая пневмония».
Однако 12 августа ее перевели в реанимационное отделение ГКБ № 31 в Москве, где была диагностирована внебольничная субтотальная пневмония тяжелого течения на фоне хронического бронхита, реактивный плеврит, гиподинамический флеботромбоз, острый инфаркт миокарда переднебоковой стенки левого желудочка. Фоновое заболевание -- сахарный диабет второго типа на фоне ожирения.
Кроме того, врачи диагностировали осложнения -- спонтанный правосторонний пневмоторакс, пульмональный сепсис, коагулопатия, дыхательная недостаточность третьей степени на фоне эндоинтоксикации. Сопутствующий диагноз -- калькулезный хронический холецистопанкреатит, врожденный порок сердца, хронический пиелонефрит.
Несмотря на проводимое лечение, состояние больной ухудшалось. 18 августа у пациентки отобрали кровь на наличие антител к вирусам гриппа и направили ее в НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского РАМН. Однако 19 августа пациентка скончалась.
26 августа из НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского РАМН пришла информация о высоких титрах антител к вирусу гриппа /H1N1/09. В связи с этим в департаменте здравоохранения Москвы была создана специальная комиссия, результаты которой опровергли данные ученых.
«Выводы комиссии: смерть больной М. наступила от острой субтотальной двусторонней внебольничной пневмонии, осложненной острой дыхательной недостаточностью на фоне выраженной тяжелой сопутствующей патологии в виде врожденного порока сердца, хронического пиелонефрита, сахарного диабета второго типа и хронического калькулезного холецистопанкреатита», -- сообщили в Роспотребнадзоре.
Все сотрудники и больные из госпиталя Минобороны и 31-й горбольницы, а также родственники, имевшие контакт с больной, уже обследованы. По данным Главного военно-медицинского управления Минобороны, у них прошли обследование 14 человек -- родные умершей медсестры и сотрудники госпиталя, близко контактировавшие с больной. Результаты лабораторных исследований на наличие вируса свиного гриппа отрицательны.
У больных и персонала больницы № 31 (6 больных, 60 сотрудников), находившихся в контакте с больной, признаков острого респираторного заболевания не выявили.
Минздрав: свиной грипп под сомнением
Ранее в понедельник замглавы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова сообщила на пресс-конференции, что случай гибели женщины от вируса свиного гриппа A/H1N1 не доказан. «На территории России не выявлено ни одного случая гриппа A/H1N1, который закончился бы летальным исходом, то есть смертью», -- сказала Скворцова. По ее словам, в ходе клинических исследований вирусной инфекции у заболевшей выявлено не было.
В Минздраве уверены, что причиной смерти был не грипп A/H1N1, а сложное течение пневмонии, которое осложнялось врожденным пороком сердца и сахарным диабетом.
Как отметила Скворцова, по результатам клинических, лабораторных и инструментальных диагностических исследований «связь заболевания с вирусом H1N1 установить не представлялось возможным и такого вывода сделано не было». Официальный диагноз погибшей -- острая внебольничная пневмония, осложненная сердечной недостаточностью, отметила замминистра, которую цитирует РИА «Новости».
Диагностикум, который все-таки выявил в материалах больной антитела к вирусу А/H1N1, официально не зарегистрирован в России и не рекомендован к проведению таких исследований, подчеркнула Вероника Скворцова.
«Таким образом, на сегодняшний день определенно увязать тяжелое течение пневмонии с вирусом гриппа А/H1N1 невозможно, -- сказала замминистра. -- У всех, кто общался с больной по ходу течения заболевания, ни в одном случае вирус выявлен не был».
«Десятки тысяч зараженных»
Напомним, что накануне в эфире телеканала «Вести» академик Дмитрий Львов назвал историю пациентки из Подмосковья первым зарегистрированным в России случаем смерти от свиного гриппа. «За день до гибели у нее был взят материал и передан в нашу группу. Мы немедленно поставили диагноз свиного гриппа. Однако какие-то меры мы были принять не в состоянии, потому что она скончалась на следующий день», -- рассказал Львов. Он добавил, что заболевшая заразила несколько человек в той больнице, где работала, а потом лечилась. Львов не исключил, что аналогичная ситуация произошла затем и в московской больнице.
Собеседники в Институте вирусологии подтвердили Infox.ru факт смерти больной от свиного гриппа, ссылаясь на результаты анализов. В институте отметили, что у больной было тяжелое состояние здоровья и первые меры для лечения свиного гриппа не были приняты вовремя.
Академик Дмитрий Львов считает, что бессмысленно отрицать распространение свиного гриппа в России. «Сейчас уже прошло время деклараций, когда можно говорить, что у нас граница на замке. Для вируса гриппа это решето», -- заявил он.
По мнению Львова, уже нельзя говорить, что компетентные структуры не допустят распространения вируса в стране. «Свиной грипп уже среди нас. По моим расчетам, десятки тысяч зараженных больных. Я сию минуту доказать это не могу. Через пару недель у меня в руках будут такие факты, где я скажу, что вот так оно и есть», -- подчеркнул академик.