Основная версия столкновения истребителей Су-27 -- ошибка при пилотировании, сообщил источник Infox.ru, близкий к следствию. Пролить свет на обстоятельства трагедии на генеральной репетиции полетов авиасалона МАКС должны выжившие пилоты «Русских витязей». По некоторым данным, их командир Игорь Ткаченко погиб еще до столкновения с землей.
Основная версия столкновения истребителей Су-27 -- ошибка при пилотировании, сообщил источник Infox.ru, близкий к следствию. В восстановлении полной картины происшествия должны помочь выжившие пилоты «Русских витязей».
Бортовые самописцы уже обнаружены на месте происшествия в подмосковном Раменском, сейчас с ними работают специалисты. Опрашиваются жители дачного поселка Белозериха, которые наблюдали за происходящим и оказались в центре катастрофы. Кроме того, в ближайшее время должны быть допрошены пилоты «Русских витязей» -- в катастрофе выжили Игорь Куриленко и Виталий Мельник. Погиб командир пилотажной группы Игорь Ткаченко. Остальные летчики при столкновении двух самолетов не пострадали.
Катастрофа
По неизвестным пока причинам ведомый самолет зацепил истребитель Су-27, летевший впереди группы. После этого один из самолетов загорелся. Истребитель Ткаченко был неуправляем, пилоты катапультировались и упали в районе деревень Белозериха и Захариха. Самолет рухнул на дачный поселок Сосны. Парашют Игоря Куриленко повис на дереве, но после эвакуации пилот мог самостоятельно передвигаться. Машина летчика из боевого истребителя Су-27 Виталия Мельника упала в поле около деревни Тяжино -- там жертв и разрушений на земле удалось избежать. Мельник успешно катапультировался.
Очевидцы рассказывают, что видели в небе только два парашюта.
Почти два часа о судьбе третьего летчика -- командира «Русских витязей» Игоря Ткаченко приходила противоречивая информация. Лишь после того, как двух других летчиков обнаружили, местные жители нашли тело погибшего 45-летнего полковника Ткаченко у деревни Захариха. Парашюта рядом с ним поисковые группы не видели. Появилась версия, что парашют сгорел при попытке катапультирования.
По другой версии, Ткаченко погиб еще в воздухе при столкновении самолетов, отмечают его коллеги на одном из авиационных форумов.
Ведомый и ведущий
Почему ведомый Су-27 зацепил учебно-боевую машину Игоря Ткаченко и Игоря Куриленко, выясняет комиссия Минобороны и военные следователи. Судя по рассказам очевидцев, данным радиообмена и съемкам с места падения, версия о технической неисправности не является сейчас основной.
Наиболее вероятной причиной столкновения называется ошибка при пилотировании, сообщил осведомленный источник Infox.ru, близкий к следствию. Кто именно из летчиков мог допустить ошибку, а также была ли причиной столкновения целая серия обстоятельств -- теперь разбирается следствие и необходимо дождаться его результатов, отметил собеседник Infox.ru.
В одном и независимые эксперты, и коллеги «витязей» сходятся: в сложившихся условиях машины были неуправляемы, в другой ситуации летчики экстра-класса, профессионализм которых получил наивысшее международное признание, наверняка сделали бы все, чтобы увернуть падающие машины от жилых домов и спасти истребители.
«На УБ пилотировали в сомкнутых боевых порядках. В момент столкновения части обшивки самолета могли попасть в двигатель УБ, что вызвало помпаж и пожар двигателя, и единственно правильное решение на малой высоте -- катапультироваться. На самолете ведущего, как видно по видео, сразу возник пожар, шансов спасти машину уже не было», -- рассказывает эксперт Infox.ru, летчик-истребитель первого класса в отставке.
Военные летчики отмечают, что при выполнении перестроения ошибки в пилотировании вполне возможны, но иногда даже в этих случаях на малых высотах у истребителей бывает возможность избежать столкновения, если пилоты успевают предупредить друг друга о потере из виду.
«Особенность пилотирования на малых высотах: ведомые летчики пилотируют свои самолеты с превышением относительно ведущего. При изменении направления выполнения фигуры пилотажа при перекладке из одного крена в другой возможна кратковременная потеря из виду ведущего из-за ошибки пилотирования ведомым. Или ведущий не создал необходимых условий ведомым для безопасного пилотирования, -- добавил Infox.ru летчик-истребитель. -- У меня такой случай был: я ведущий, он ведомый. Парой выполняли петлю Нестерова. В верхней точке он потерял меня из виду из-за ошибки пилотирования, так как в первой половине петли перетянул ручку управления и создал перегрузку более необходимой -- фюзеляжем своего самолета закрыл обзор и потерял меня. Но поступил правильно -- немедленно в эфир меня проинформировал. Только это нас спасло, он выскочил впереди меня в нескольких метрах. В небе все равны, что лейтенант, что генерал. Ошибок оно никому не прощает».
Биография «Витязя»
Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году -- Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе.
За время прохождения службы освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Летал на самолетах зарубежного производства -- «Мираж-2000», F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года, был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи».
Ткаченко -- заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер. У него остались жена и двое детей.
Президент Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко, сообщает пресс-служба Кремля. Министр обороны Анатолий Сердюков пообещал представить погибшего командира «витязей» к государственной награде.
Последствия
Один из двух истребителей при падении полностью разрушил трехэтажный кирпичный коттедж в садоводческом товариществе «Сосны»: кирпичи от него разлетелись на сотни метров вокруг, пробив крыши и выбив стекла всех близлежащих домов. Рядом с разрушенным домом также сгорел автомобиль.
В результате катастрофы пострадали два пилота и пять жителей садового товарищества. Одна из пострадавших находится в крайне тяжелом состоянии в Москве.
В настоящее время на месте происшествия работают следователи и криминалисты. По факту столкновения возбуждено уголовное дело по ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Летчики пилотажной группы «Русские витязи» не будут принимать участие в полетах на МАКС-2009. (Видеорепортаж Infox.ru о подготовке «Стрижей» и «Витязей» к МАКСу.) Об этом Infox.ru рассказал помощник главнокомандующего ВВС России подполковник Владимир Дрик. По его словам, состав заявленных пилотажных групп в период проведения МАКС-2009 меняться не будет, исключение составит пилотажная группа «Русские витязи».