В России заработала система защиты свидетелей по уголовным делам, которым угрожает опасность. В интервью Infox.ru руководитель управления по защите свидетелей МВД России Олег Зимин рассказал о тайнах работы подразделения.
В России начало работу новое управление МВД России – по защите свидетелей. За первые пять месяцев 2009 года под защитой МВД РФ находятся уже порядка 700 человек. Примерно 5 млн человек, по данным ведомства, потенциально нуждаются в защите.
В основу программы по защите свидетелей в России заложены личная охрана и охрана жилища, выдача специальных средств защиты, переселение в другой город, выдача новых документов -- как правило, на новое имя -- и даже пластические операции. Обо всех тонкостях программы Infox.ru рассказал начальник управления по защите свидетелей МВД России полковник милиции Олег Зимин.
-- Чтобы заменить документы человеку, который охраняется управлением, мы обращаемся в то ведомство, которое этим занимается. Конфиденциальность в этом случае соблюдается, поскольку никто не знает, на какого именно человека мы меняем документы.
-- Если дело не ограничивается сменой фамилии, а необходимо спрятать свидетеля, как в этих случаях решаются вопросы семьи, детей и недвижимости?
-- Если всей семье угрожает опасность, то в другой город переедут все. Мы можем сопровождать детей в школу, а жену на работу, например. Что касается недвижимости, в любом случае защищаемое лицо, прежде чем куда-либо переехать, дает согласие на переезд.
-- То есть если свидетель проживает в Москве, скажем на Остоженке, и его переселяют на Дальний Восток, ему каким-то образом компенсируются потери?
-- Если мы переселяем человека в другой субъект федерации, то просто покупаем ему жилье там, а прежнее жилье за ним остается.
-- А как обстоят дела с переселением за пределы России?
-- На данный момент мы можем переселить подопечного в ряд стран СНГ, например в Белоруссию, по необходимости можно предоставить ему белорусский паспорт. Правоохранительные органы Белоруссии в свою очередь тоже могут переселить подзащитного в Россию. Это взаимное соглашение между нашими странами. Вообще переселение человека за пределы России и СНГ – это очень дорогостоящая процедура.
-- Еще одна дорогостоящая услуга – это пластическая операция...
-- Изменение внешности – это исключительная мера и применяется очень редко, потому что вернуться в свою прежнюю жизнь с новым, неузнаваемым лицом будет достаточно сложно. Нашим управлением эта мера применялась всего лишь один раз, и то не самым кардинальным образом. Мы изменили человеку внешность наложив грим.
-- Наиболее часто спросом пользуется личная охрана. Каким образом и как долго милиционеры сопровождают человека, которому угрожает опасность?
-- Личная охрана может быть как круглосуточной, так и предоставляться на определенный период времени, например на время следственных действий. Человека могут забрать из квартиры и доставить до места, обеспечивая его безопасность во время следственных мероприятий. Все очень индивидуально и зависит от каждого конкретного случая. Вообще человек может отказаться от личной охраны и избрать для себя другой, наиболее подходящий комплекс мер, который ему предлагают оперативники. Охранять объект могут от трех до шести месяцев. При необходимости защита особо важного свидетеля может занять десятилетия.
-- Как обеспечить безопасность человека уже в суде, во время судебного заседания?
-- Законодательство нам многое позволяет. В зале суда мы можем изменить голос ценного свидетеля, можем загримировать его, даем ему рекомендации по смене походки. Кроме того, мы можем использовать режим видеоконференции. Но чаще всего свидетель помещается в секретную комнату, куда его привозят за несколько часов до начала заседания, где его видит только судья. Там устанавливается микрофон, который изменяет голос. Другие участники судебного процесса не видят свидетеля. На практике было уже достаточно подобных случаев.
-- Есть ли исключительные «сценарные» планы? Например, история с «убийством» ректора Полярной академии в Санкт-Петербурге или «смерть» члена «Справедливой России» в Тюмени?
-- Все меры безопасности применяются только по согласию человека. К примеру, мы можем инсценировать смерть человека. В эту меру входит и вынос «трупа» из квартиры, и похороны со слезами родственников, и могильная плита с именем охраняемого лица. Это тоже крайняя мера, поскольку даже родственники, как правило, думают, что человек реально мертв. Мы даже приглашаем гримеров со студии «Мосфильм», чтобы те делали качественный грим, когда это необходимо.
-- Безусловно, наша основная цель – это вернуть человека в социум, чтобы он мог без опасений за свою жизнь работать, учиться и просто жить.
-- А куда может после переселения и смены документов устроиться, например, бывший следователь, который попал под вашу программу?
-- Наше управление фактически содействует трудоустройству этого человека от и до. Следователь в конце концов получает ту же работу, в том же подразделении СКП России, только в другом городе. В любом случае к должностному лицу мы применяем такой же комплекс мер, что и к гражданскому.
-- В вашей практике уже есть случаи, когда под программу защиты свидетелей попадали известные политики или крупные бизнесмены?
-- Если, например, депутат или бизнесмен проходит свидетелем по уголовному делу и ему угрожает опасность, то он попадет под опеку УОГЗ. И такие случаи уже были.
-- Как правило, основная статья -- это переселение из одного города в другой, затем выдача средств связи и индивидуальная защита. Даже если возникает необходимость перевозки имущества защищаемого лица, то мы его перевозим. Денег достаточно. На УОГЗ МВД России выделено более 700 миллионов рублей. В среднем на одного человека в месяц тратится порядка 100 тысяч рублей. В эту сумму входит проживание, обеспечение охраны, предоставление продуктов питания и многие другие тонкости.
Дежурная часть управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России: (495) 608-1861 (круглосуточно).