Для следователей так и остались тайной имена организаторов взрыва поезда «Невский экспресс», сошедшего с рельс в 2007 году у станции Малая Вишера в Новгородской области. Хотя ранее среди организаторов подрыва назывался лидер чеченских бандформирований Доку Умаров. Среди лиц, причастных к взрыву, достоверно установлен только Павел Косолапов. Он находится в розыске. Двум жителям Ингушетии, подвозившим взрывчатку, грозит 13 и 11 лет тюрьмы.
Имена большинства организаторов подрыва «Невского экспресса» в 2007 году пока остаются неизвестными, сообщил на прениях по делу о теракте, которые во вторник открылись в Новгородском облсуде, представитель гособвинения Александр Брусин.
«Большинство организаторов (теракта) не установлено даже по именам», -- сказал Брусин, слова которого цитирует РИА «Новости».
Следователям известно лишь, что к взрыву поезда был причастен Павел Косолапов (известен также как Паша и Азиз). Установить это удалось благодаря показаниям свидетелей и другим материалам. Как считает гособвинение, криминальный «почерк» подрыва поезда весьма схож с другим терактом, который, возможно, также был совершен с участием Косолапова. Уголовное дело в отношении Косолапова выделено в отдельное производство, заочно ему предъявлено обвинение в подрыве, он объявлен в розыск.
Ранее представители обвинения утверждали, что подрыв поезда совершила группа, подконтрольная Доку Умарову. По данным следствия, Дзахкиев и Хидриев приобрели и перевезли в Мало-Вишерский район (где впоследствии и произошло крушение поезда) взрывчатое вещество для изготовления самодельного взрывного устройства. После изготовления бомбы ее установили на железнодорожном полотне недалеко от моста через реку.
Взрыв прогремел вечером 13 августа 2007 года. В поезде находился 251 человек. По версии следствия, обвиняемые планировали, что поезд сойдет с рельсов именно на мосту и упадет вниз. Таким образом, они рассчитывали как можно больше увеличить число жертв.
Тем не менее этого не произошло. «Учитывая, что поезд являлся скоростным и шел на скорости, вдвое превышающей скорость обычного поезда, он по инерции проехал после взрыва железнодорожный мост через реку и только затем сошел с рельсов, а не упал с моста с большой высоты», -- говорилось в сообщении Генпрокуратуры России. В результате крушения никто не погиб, около 60 человек получили травмы разной степени тяжести, примерно половина из них были госпитализированы.
По подозрению в причастности к теракту осенью 2007 года были задержаны жители Ингушетии Макшарип Хидриев и Саламбек Дзахкиев. Суд над ними начался 30 июня 2009 года. Дзахкиев и Хидриев виновными себя не признают. На одном из последних заседаний Макшарип Хидриев признался в причастности к теракту и рассказал журналистам, что следователи задерживали, а затем отпустили других соучастников подрыва поезда, в частности его брата Амирхана.
Представитель гособвинения Александр Брусин ходатайствовал перед судом, чтобы приговорить жителей Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева к 13 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно.
Повторно «Невский экспресс» был подорван 27 ноября 2009 года примерно в 100 км от места предыдущего подрыва. На этот раз погибли 27 человек, пострадали 92. В милицию были разосланы ориентировки на четырех подозреваемых -- двух мужчин и женщину славянской внешности и трех мужчин и женщину, предположительно выходцев с Кавказа или цыган. Пока никто из подозреваемых не задержан. В Подмосковье в начале декабря были арестованы Мурат и Юнус Амерхановы. Один из братьев был знаком с Павлом Косолаповым и участвовал в массовой драке с жителями Солнечногорска на национальной почве. Однако, несмотря на то что Мурат Амерханов действительно часто бывал в Тверской и Новгородской областях в конце ноября, доказательств его причастности к подрыву пока нет. Тем не менее Амерхановым предъявлены обвинения в хранении наркотиков и хулиганстве.