Следственный комитет при прокуратуре России усомнился в обоснованности уголовного дела в отношении директора музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». В отношении сотрудников СКП по Псковской области, причастных к необоснованному обвинению, обещаны «жесткие меры».
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ высказал сомнения в обоснованности возбуждения уголовного дела в отношении директора Федерального государственного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» Георгия Василевича, сообщается на сайте СКП.
Еще на прошлой неделе председатель СКП Александр Бастрыкин распорядился о проведении проверки по делу Василевича, который подозревается в нецелевом использовании бюджетных средств в размере 127 тыс. рублей.
Уголовное дело против Георгия Василевича было возбуждено 4 мая. Расследование начал Островский следственный отдел СУ СКП России по Псковской области, проводивший проверку в музее после того, как проверку провело управление по налоговым преступлениям УВД Псковской области. Василевича заподозрили в растрате и служебном подлоге (ст. 160 и ч.1 ст. 292 УК России). По данным следствия, с 24 апреля 2006 года по 2 октября 2008 года путем составления фиктивных документов Георгий Василевич незаконно завладел и растратил в личных целях 172 тыс. рублей. По данным местных СМИ, подозрения у следствия вызвали также два факта: сын Георгия Василевича якобы учится в Англии, а сам он недавно принимал участие в строительстве литературного отеля "Арина Р".
Однако по другой информации проверка финансовой деятельности музея-заповедника могла быть связана с процессом распределения дорогостоящей земли в Пушкиногорском районе. Якобы, именно директор музея-заповедника пытался противостоять распродаже очень престижных и дорогостоящих территорий района, чем давно вызывал недовольство заинтересованных госслужащих. Сотрудник пресс-службы музея Лидия Токарева сообщила "Закс.ру", что в результате происходящего разбирательства вокруг музея его руководитель в марте оказался в больнице. По ее словам, проверка в музее проводится с ноября 2008 года.
Вскоре за Василевича вступились члены Общественной палаты и депутаты Госдумы.
Уже через несколько дней после возбуждения уголовного дела Следственному управлению СКП по Псковской области пришлось объясняться, а уголовное дело было передано в следственную часть УВД Псковской области. "Возбуждение уголовного дело стало необходимо, поскольку речь идет о расходовании бюджетных средств, и только в рамках расследования уголовного дела, проведения судебно-бухгалтерской экспертизы и всего комплекса следственных мероприятий, возможно установить виновность либо отсутствие вины Георгия Василевича в совершении указанных преступлений. В противном случае истину установить не представляется возможным", -- заявили позднее в СУ СКП, отметив, что сами следователи не участвовали в мероприятиях УВД по Псковской области.
Следственное управление при этом официально заявило об отсутствии какой-либо заинтересованности в возбуждении и расследовании уголовного дела.
Уже 17 мая глава СКП России Александр Бастрыкин сообщил о результатах проведенной центральным аппаратом СКП проверки. В Следственном комитете возникли сомнения в обоснованности возбуждения уголовного дела. Областная прокуратура, тем не менее, пока не отменила постановления о возбуждении уголовного дела, хотя как надзирающий орган имела на это полное право, отмечается в сообщении ведомства.
В связи с этим руководство СКП распорядилось провести еще одну проверку и принять "жесткие меры реагирования" в отношении должностных лиц СУ СКП России по Псковской области.
Георгий Василевич не первый директор музея, вызвавший интерес правоохранительных органов. В Свердловской области проходит суд над директором Музея минералогии Александром Селивановым. Его подозревают в продаже музейных экспонатов, в том числе изумрудов и александритов. Согласно материалам следствия прибыль от торговли дорогими камнями составила 2,65 млн рублей.
Но пожалуй, наиболее громкое дело о хищениях из музеев – кража из запасников Эрмитажа. Одна из хранительниц коллекции вместе со своим мужем похитила 221 экспонат. Когда о пропаже стало известно летом 2006 года, похитительница скончалась от сердечного приступа. Ее супруг был приговорен к пяти годам заключения. За прошедшее время удалось найти лишь 30 похищенных предметов.