Каждый пятый россиянин посещает заведения быстрого питания. Мужчинам нравится их экономичность, женщинам -- удобство и атмосфера. Типичный потребитель фастфуда в России -- это обеспеченный мужчина в возрасте 18-24 лет с высшим образованием.
Типичный потребитель фастфуда в России -- хорошо обеспеченный мужчина в возрасте 18-24 лет, имеющий высшее образование и живущий в Москве, Санкт-Петербурге или на Дальнем Востоке. К такому выводу пришли сотрудники Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ).
По данным ВЦИОМа, более половины россиян (51%) сообщили, что в их населенном пункте есть заведения быстрого питания (31% сообщают, что их много, 16% -- несколько, 4% -- одно). Более трети (39%) опрошенных сказали, что там, где они живут, фастфудов нет. О множестве заведений быстрого питания говорят в первую очередь жители Северо-Западного округа (49%), москвичи и петербуржцы (93%), а вот южане и селяне, напротив, в большинстве случаев заявляют об их отсутствии (53% и 78% соответственно).
Согласно результатам исследования, в заведениях фастфуда периодически питается каждый пятый россиянин (19%), причем большинство из них -- 14% -- не чаще раза в месяц. Регулярных клиентов у пунктов быстрого питания оказалось меньше: 4% респондентов ответили, что едят в них как минимум раз в неделю, а 1% -- ежедневно. Почти каждый десятый (11%) бывал в фастфудах «эпизодически, не более двух раз». Большинство россиян (69%) заведения быстрого питания не посещают.
Социологи также составили портрет постоянного посетителя фастфуда. По их данным, как правило, это житель Дальнего Востока (36%), москвич или петербуржец (33%), мужчина (36%), с высшим образованием (27%) и обеспеченный (28%), в возрасте 18-24 лет (45%).
Мужчины экономят, женщинам просто нравится
Чаще всего посетители ресторанов быстрого питания заказывают бургеры и сэндвичи (47%), картофель фри (28%), чай, кофе или десерт (27%). Молочным коктейлям и газированным напиткам отдают предпочтения 20%, горячим блюдам -- 19%, пицце -- 16% клиентов фастфуда. Меньшей популярностью пользуются салаты (10%), горячие закуски (6%) и суши (1%).
Среди аргументов в пользу быстрого питания россияне называли нехватку времени (33%), отсутствие возможностей перекусить в другом месте (28%) или просто то, что им нравится такая еда (26%). Менее значимы для них оказались атмосфера (18%), месторасположение и график работы (16%) заведения, а также дешевизна (7%), качество пищи (3%), наличие дополнительных услуг, например доступа в интернет (1%). Еще 3% россиян сообщили, что им просто безразлично, где питаться.
При этом мужчины и женщины зачастую оказываются в фастфудах по разным причинам. Представители сильного пола более склонны заходить в такие заведения из-за отсутствия времени на полноценный обед или ужин (37%) и из-за того, что считают такое питание экономным (10%). Женщин же чаще привлекают блюда (29%) и атмосфера таких заведений (22%).
Многие жители Москвы делают выбор в пользу ресторанов быстрого питания еще и потому, что в городе отсутствует развитая сеть доступных общественных столовых. Питаться каждый день в кафе большинству не по карману. Небольшие компании нашли выход -- стали заказывать обеды в офис. Столичные власти неоднократно объявляли войну фастфуду и обещали развить сеть доступных столовых, но пока все их обещания остались на бумаге.
Фастфуд делает бедняков счастливее
Диетологи неоднократно доказывали, что чрезмерное употребление фастфуда ведет к ожирению и связанным с ним проблемам. Однако недавно исследователи обнаружили одно «но»: нездоровая пища делает детей счастливыми, пусть и в ущерб здоровью. Сотрудники Национального университета Тайваня изучили жизнь более 2 тыс. детей в возрасте от двух до 12 лет. Сравнивались антропометрические данные, регулярность употребления «вредных» продуктов и напитков, данные о доходах семей, а также психологическое состояние.
В итоге процент счастливых детей среди любителей бургеров и газировки оказался выше, чем среди их сверстников, употребляющих здоровую пищу. Если ребенок из неблагополучной семьи, такие продукты питания то немногое, что скрашивает ему жизнь, резюмировали исследователи.